На
сайте антимонопольного ведомства опубликован отчет Минэнерго России и ФАС России по текущей
ситуации на рынке моторных топлив в РФ.
Баланс автомобильного бензина
За
семь месяцев 2018 г. производство автомобильного бензина класса 5 составило 21
944 тыс. т, что на 759 тыс. т (на 3,6%) больше, чем за аналогичный период 2017
г. В августе 2018 г. нефтеперерабатывающие заводы планируют произвести 3469
тыс. т автомобильного бензина класса 5. С учетом завершения внеплановых
ремонтов на Куйбышевском и Ачинском НПЗ ПАО «НК „Роснефть“» отмечаются ожидания
о полном выполнении заявленных планов по производству автомобильного бензина.
За
семь месяцев 2018 г. на внутренний рынок поставлено 20 202 тыс. т
автомобильного бензина 5-го класса, что на 146 тыс. т (на 0,7%) больше, чем за
аналогичный период 2017 г. В августе запланировано поставить на внутренний
рынок 3378,6 тыс. т, что на 72,6 тыс. т (на 2,2%) больше, чем за тот же период
2017 г.
Экспорт
автомобильного бензина, связанный в том числе с поставками российскими
компаниями на собственные АЗС в странах ЕАЭС, находится на минимальном уровне
(6,8% от объема производства). Рост объемов экспорта наблюдается у компаний,
которые ввели новые вторичные нефтеперерабатывающие мощности (Киришский НПЗ ОАО
«Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ группы «Новый поток»). При этом подтверждена
возможность и готовность компаний переориентировать часть экспортных объемов на
внутренний рынок в августе-сентябре 2018 г. при наличии такой потребности и
заявок участников рынка с учетом плановых и внеплановых ремонтов на НПЗ.
В
настоящий момент остатки автомобильного бензина составляют 1760 тыс. т, что на
70 тыс. т больше уровня 2017 г. Достигнутые производственные показатели
указывают на отсутствие предпосылок для нарушения стабильного
топливообеспечения автомобильным бензином внутреннего рынка Российской
Федерации.
По
планам компаний в августе 2018 г. должно быть реализовано на биржевых торгах
643,5 тыс. т автомобильного бензина (в среднем 19% от объема поставок на
внутренний рынок). По состоянию на 22 августа 2018 г. указанные планы
перевыполняются на 63 тыс. т (+14%), что оказывает благоприятное воздействие на
стабилизацию ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в
достаточном объеме и по приемлемым ценам.
Баланс дизельного топлива
За
семь месяцев 2018 г. производство дизельного топлива класса 5 составило 44 286
тыс. т, что на 2109 тыс. т (на 5,0%) больше, чем за аналогичный период 2017 г.
За
семь месяцев 2018 г. отгрузка дизельного топлива класса 5 на внутренний рынок
составила 21 770 тыс. т, что на 1531 тыс. т (на 7,6%) больше, чем за
аналогичный период 2017 г. Внутреннее потребление дизельного топлива составляет
49% от объема производства.
По
состоянию на 20 августа 2018 г. запасы дизельного топлива на НПЗ, ПНПО и в
системе «Транснефти» находятся на высоком уровне – 2405 тыс. т (на 128 тыс. т больше,
чем в 2017 г.).
По
планам компаний в августе 2018 г. должно быть реализовано на биржевых торгах
534,4 тыс. т дизельного топлива (в среднем 19% от объема поставок на внутренний
рынок). По состоянию на 22 августа 2018 г. указанные планы перевыполняются на
38 тыс. т (+10,5%), что оказывает благоприятное воздействие на стабилизацию
ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в достаточном
объеме и по приемлемым ценам.
ФАС
России и Минэнерго России рекомендуют компаниям, не участвующим в биржевых
торгах автомобильного бензина и дизельного топлива или реализующим
незначительные объемы на бирже, начать организовывать соответствующие поставки
для формирования более четких ценовых индикаторов на нефтепродуктовых рынках.
Вопросы рыночного ценообразования на
рынке моторного топлива
В
соответствии с законодательством РФ цены на нефтепродукты не подлежат
государственному регулированию, так как они не относятся к продукции
естественных монополий. Ценообразование складывается на основании конъюнктуры
рынка, соотношения спроса и предложения, а также с учетом экспортной
альтернативы.
Основные
объективные факторы, определяющие динамику роста цен на моторное топливо:
увеличение мировых цен и налоговых ставок акциза при одновременном снижении
ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации налогового маневра в
нефтяной отрасли и изменении чувствительности корректировки курса доллара США в
зависимости от колебаний цен на нефть.
В
целях недопущения резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке
Правительство РФ с 1 июня 2018 г. снизило налоговые ставки акциза на
автомобильный бензин экологического класса К5 и на дизельное топливо (на 3 тыс.
и 2 тыс. руб. за тонну соответственно). При этом нефтяные компании обязались
обеспечить достаточные оптовые поставки моторного топлива на внутренний рынок,
в том числе в адрес независимых участников рынка. Благодаря принятым мерам
валовая маржинальность АЗС (разница в розничных и мелкооптовых ценах)
показывает положительную динамику к уровню конца мая 2018 г.
Минэнерго
России и ФАС России осуществляют ежедневный мониторинг производства и поставок
автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок РФ, планов и
фактического осуществления ремонтов на НПЗ, а также ценовой ситуации на оптовых
и розничных рынках моторного топлива. На сегодняшний день ситуация с
топливообеспечением стабильная.
ФАС России