Томское
УФАС России возбудило дело по признакам нарушения областным департаментом
лесного хозяйства, ООО «РТК» и ООО «Авиакомпания „Феникс“» абз. 1 ст. 16 Закона
о защите конкуренции. Поводом послужили результаты проверки Томской
транспортной прокуратурой фактического исполнения контрактных обязательств и
договорных отношений по выполнению авиационных работ в 2017 г. в деятельности департамента.
Из
поступивших в антимонопольный орган документов следовало, что уже в конце 2016
г. департаменту было известно количество очагов хвоегрызущего вредителя
сибирского шелкопряда на территории лесничеств Томской области, имелось
представление о площади лесного фонда, подлежащего специальной обработке с
использованием авиационной техники.
В
марте 2017 г. департамент провел несколько заседаний рабочей группы по
организации и проведению данных работ, на которых принято решение направить
специалиста из Томской области в ООО «Авиакомпания „Феникс“» для осмотра
воздушных судов, используемых при обработке очагов сибирского шелкопряда спустя
нескольких дней после заседания, авиаобработку на территории Томской области
возможно осуществлять ООО «Авиакомпания „Феникс“» и ООО «РТК» (ООО
«Региональная транспортная компания).
6
апреля 2017 г. Администрация Томской области ввела режим функционирования
«повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной
подсистемы единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС на территории
области.
Распоряжением
о введении ЧС данный режим установлен в том числе для организаций, привлекаемых
к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а именно для
филиала ФБУ «Рослесозащита», Томского филиала ФГБУ ВНИИКР («Всероссийский центр
карантина растений»), ООО «Региональная транспортная компания» на территории 10
районов Томской области. Таким образом, уже на стадии введения режима определен
исполнитель работ в лице ООО «РТК».
С
целью выполнения данных работ в насаждениях лесничеств области в 2017 г. департамент
заключил с ООО «РТК» три государственных контракта на общую сумму более 257 млн
руб.
Все
контракты заключены с подрядчиком как единственным поставщиком, основываясь на
п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которому закупка работ у
единственного поставщика осуществляется вследствие чрезвычайной ситуации
природного характера, непреодолимой силы и применение иных способов определения
поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Установлено,
что для фактического выполнения контрактов ООО «РТК» привлекло субподрядчика –
ООО «Авиакомпания „Феникс“», с которым заключены три соглашения на общую сумму
более 229 млн руб.
Оценивая
описанные факты, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях департамента,
ООО «РТК» и ООО «Авиакомпания „Феникс“» признаков заключения запрещенного
антиконкурентного соглашения, которым в силу Закона о защите конкуренции может
быть признано и устное соглашение, доказанное совокупностью доказательств.
Департамент,
используя ввод режима функционирования «чрезвычайная ситуация», в отсутствие
объективных обстоятельств, необходимых для его введения (объемы работ известны
заблаговременно и при заключении госконтрактов не возросли), предоставил ООО
«РТК» преимущество в виде заключения госконтрактов, исключив тем самым возможность
выполнения работ иными лицами.
Время
и место рассмотрения данного дела Томское УФАС России определит в ближайшие дни.
Томское УФАС России