На
сайте антимонопольной службы размещен обзор практики административной
апелляции ФАС России за II квартал 2018 г. Аналитический материал подготовила рабочая
группа Ассоциации антимонопольных экспертов и ФАС России.
В обзоре
рассмотрены наиболее интересные дела за этот период по работающей с 2016 г.
процедуре ведомственного пересмотра решений и предписаний территориальных
органов ФАС России.
От
ФАС России соавторами обзора выступили заместитель начальника Правового
управления Александр Шлычков и
начальник отдела административной апелляции и методологии Правового управления Марьяна Матяшевская (также соредактор обзора).
Ассоциацию
антимонопольных экспертов в этой работе представляли Дарья Огневская и Олег
Москвитин (также соредактор и координатор обзора).
Александр
Шлычков прокомментировал рассмотренное в обзоре решение Апелляционной коллегии
ФАС России от 27.04.2018 по делу № А2-2/16: «Важным моментом в рассмотрении
данного дела является вывод Апелляционной коллегии о том, что территориальные органы
в аналогичных ситуациях должны оценивать в совокупности все действия участников
процесса подготовки и проведения такого вида торгов на наличие признаков
нарушения антимонопольного законодательства. При рассмотрении подобного рода
материалов, кроме прочего, необходимо проводить анализ на предмет наличия
признаков нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции в действиях
органов власти (органов местного самоуправления) и иных лиц, участвующих в
подготовке и организации проведения торгов. Такой посыл указывает на
необходимость установления всего круга участников данного процесса, особенно
обладающих властными полномочиями и способных регулировать процесс закупок, при
этом не относясь к составу участников в понимании законодательства о закупках.
В основном это органы власти или местного самоуправления».
«С
момента внедрения в 2016 году в рамках четвертого антимонопольного пакета
процедуры внутриведомственной апелляции и по 1 июля 2018 года коллегиальными
органы ФАС России рассмотрели 103 жалобы на решения и предписания
антимонопольных органов, что, в свою очередь, указывает на востребованность
данной процедуры со стороны как подконтрольных субъектов, так и иных лиц, чьи
права могут затрагиваться при принятии решений по делам о нарушении антимонопольного
законодательства. Организация работы коллегиальных органов ФАС России по
пересмотру решений и предписаний территориальных антимонопольных органов по
делам о нарушении антимонопольного законодательства направлена прежде всего на
обеспечение постепенного формирования единообразия практики применения
антимонопольного законодательства на территории Российской Федерации, что
приведет к повышению правовой определенности и предсказуемости поведения
антимонопольных органов при реализации норм в рамках специальных
правоотношений. Наличие такого современного механизма, безусловно, способствует
оптимизации работы всей системы антимонопольных органов и повышению
эффективности деятельности ФАС России», – отметила в комментариях к обзору
Марьяна Матяшевская.
Дарья
Огневская так оценила значимость ведомственной апелляции ФАС России: «За время
существования института административной апелляции в антимонопольном
законодательстве был сформирован ряд важных правовых позиций, исключающих
неоднозначное толкование и определяющих практику применения требований Закона о
защите конкуренции. При этом коллегиальный орган неизменно демонстрирует полное
и всестороннее исследование фактических обстоятельств дела, представленных в
материалы доказательств и обращает внимание территориальных органов на
недопустимость формального подхода к рассмотрению дел. Указанное, в свою
очередь, формирует стандарты доказывания и способствует определенности в критериях
правомерного поведения со стороны представителей бизнес-сообщества».
Олег
Москвитин обратил внимание на следующие достоинства этой процедуры пересмотра
решений и предписаний: «Апелляционная внутриведомственная процедура в ФАС
России, которая начала работать с 2016 года, не является принципиально новой
для российской правовой системы. Ранее она вошла в практику налоговых органов,
положительно зарекомендовала себя и функционирует по настоящее время. Главными
достоинствами такой системы являются возможность пересмотра решений в более
короткий (в сравнении с судебными процедурами) срок и, как следствие, снижение
всех связанных с этим издержек, сохранение „права на вторую попытку“, то есть
права обращения в суд, если результаты рассмотрения жалобы в вышестоящем органе
власти не устраивают заявителя».
ФАС России