На
сайте антимонопольного ведомства размещен подготовленный
рабочей группой Ассоциации антимонопольных экспертов и ФАС России обзор
практики по делам об антиконкурентных соглашениях за 2017 г. и первую половину
2018 г.
В
Обзоре рассматриваются наиболее громкие и интересные дела центрального аппарата
ФАС России.
От
ФАС России соавторами материала выступили начальник Управления по борьбе с
картелями и начальник отдела особо важных расследований этого управления
Александр Корниенко.
«Подготовленный
нами обзор практики, на мой взгляд, вполне наглядно показывает уже сложившиеся
тенденции антикартельной практики. Дела стали крупными и значимыми. Это картели
на товарных рынках в географических границах Российской Федерации, это сговоры
на сотнях и тысячах аукционов по закупке товаров для государственных нужд.
Доказательства, изложенные в решениях, убедительны, квалификация содеянного
верная. Формирование стабильной правоприменительной практики по делам о
картелях подтверждается и данными официальной статистики. Начиная с 2011 г.
практически вдвое сократилось количество обжалованных в суд решений. Доля
отменных судом решений по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях
сократилась почти в четыре раза и в 2017 г. составила 5,7%», – прокомментировал
Андрей Тенишев.
«В
обзоре практики собраны самые ключевые и интересные дела Управления по борьбе с
картелями. Приятно осознавать не только, что абсолютное большинство
антимонопольных дел доведены до законных и аргументированных решений, но и то,
что после появления ФАС с проверками на определенных рынках ситуация с ценами
на товары значительно меняется в лучшую сторону. Это касается и всех видов
торгов в электронной форме», – отметил Александр Корниенко.
Член Генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов Олег Москвитин отметил: «Антимонопольные органы объективно и обоснованно рассматривают картели в качестве одной из основных угроз конкуренции и экономике в целом. В то же время активное пресечение таких нарушений и привлечение виновных субъектов к ответственности сами по себе не могут полностью возместить финансовый ущерб от картелей (как и от любых других нарушений антимонопольного законодательства). Важнейшее значение в этом смысле имеет предъявление пострадавшими от картеля лицами (в том числе покупателями продукции нарушителей, заказчиками, если речь идет о сговорах на торгах, лицами, вытесняемыми с рынка, и др.) исков о взыскании убытков».
По словам члена Ассоциации антимонопольных экспертов Ильи Жарского, оценка убытков от картельных соглашений имеет ряд особенностей. «Возьмем, к примеру, картели, приводящие к установлению (поддержанию) завышенных цен. В этом случае у потребителей продукции или услуг участников картельного соглашения возникает убыток в виде реального ущерба, а также в некоторых случаях еще и упущенная выгода. При этом часто дополнительные издержки, возникшие вследствие существования картеля, потребитель перекладывает в полной мере или частично на своих контрагентов, пользующихся его продукцией или услугами. Поэтому реальный ущерб от существования картельного соглашения может делиться между прямыми потребителями и косвенными. Какой конкретно ущерб понес каждый контрагент в цепочке потребителей, можно определить, используя несколько аналитических подходов», – подчеркивает эксперт.
Обзор
будет выпускаться на периодической основе. Выпуск за II полугодие
2018 г. планируется опубликовать в начале 2019 г.
ФАС России