Эксперты Аналитического центра при
Правительстве РФ подготовили новый выпуск бюллетеня о развитии конкуренции. Его тема – «Субконтрактация как механизм развития
малого бизнеса».
В бюллетене отмечается, что существует две
основные модели субконтрактации: японская, ориентированная на выстраивание
долгосрочных отношений, и американская, которой свойственен краткосрочный
характер отношений в рамках одного заказа. В соответствии с данными моделями
различаются и подходы к государственной политике в данной сфере. Если в Японии
меры по развитию субконтрактации выделяются в качестве одного из направлений
госполитики, то в госполитике США субконтрактация выступает только в качестве
механизма для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к
госзакупкам.
Эксперты считают, что в России
одним из барьеров для развития субконтрактации является несогласованность мер
по поддержке этого механизма. «Минпромторгом, Минэкономразвития и корпорацией
МСП разрабатывается и реализуется ряд мер, способствующих развитию данной
сферы. Ряд инициатив реализуется региональными организациями. С недавнего
времени наблюдается определенная кооперация в этом направлении, однако в
соответствии с заявлениями экспертов необходим централизованный подход к
поддержке субконтрактации», – пишут специалисты.
Также авторы доклада отмечают, что
действующие в России требования по проведению госкомпаниями закупок у субъектов
МСП могут препятствовать налаживанию долгосрочных связей в рамках механизма
субконтрактации. Долгосрочное сотрудничество между крупной госкомпанией и
субконтрактором может трактоваться как нарушение принципа обеспечения
конкуренции при проведении закупок. Таким образом, для развития механизма
целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство о
закупках госкомпаний с целью предоставления им возможности налаживания
долгосрочных субконтрактных отношений, полагают эксперты.