Антимонопольное
ведомство считает необходимым отказаться от критерия наличия госучастия в
капитале банков при их отборе для оказания ряда услуг и получения субсидий. Об
этом 19 июля 2018 г. заместитель начальника Управления контроля финансовых
рынков ФАС России Александр Разин сообщил в ходе расширенного заседания президиума
совета Ассоциации банков России (Ассоциация «Россия») на тему «Конкуренция в
финансовом секторе. Разгосударствление банковского сектора России».
Александр
Разин рассказал участникам заседания о ключевых факторах, негативно влияющих на
состояние конкуренции на финансовом рынке, в частности на банковском рынке. По
его словам, один из таких факторов – исключительные привилегии и специальные
отношения с государством отдельных игроков, в первую очередь выразившиеся в
установленных в нормативных правовых актах требованиях к размеру собственных
средств и наличию государственного участия в капитале кредитных организаций для
получения ими права доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг,
например привлечению временно свободных средств федерального или регионального
бюджета во вклады.
«Такая
система требований является неоправданной, поскольку размер и факт наличия
госучастия не являются показателями устойчивости банка, которые могли бы
спрогнозировать сохранность бюджетных средств в последующем», – пояснил
Александр Разин.
Такие
требования являются именно административными барьерами и устанавливают дискриминацию
в отношении меньших, но также финансово устойчивых банков без госучастия.
По
словам спикера, в целях решения сложившейся ситуации ФАС России считает
необходимым в отношении деятельности по привлечению средств, например,
госбюджета во вклады, а также выдачи банковских гарантий заменить критерии
наличия определенного размера и госучастия в уставном капитале банка на
критерий наличия кредитного рейтинга определенного уровня. При этом в отношении
государственных и иных программ субсидирования кредитования необходимо
установить конкурентные механизмы получения таких субсидий без предъявления
каких-либо требований в целом.
Переходя
к другим возможным направлениям работы по разгосударствлению финансового
сектора, представитель службы рассказал о предложениях по введению
антимонопольного контроля за приобретением государством и аффилированными с ним
лицами акций и долей хозяйственных обществ, в том числе финансовых организаций
Российской Федерации.
Он
также рассказал, что в целях выравнивания условий для конкуренции ФАС России
выступает за запрет использования в рекламе финансовых услуг и деятельности
информации о наличии прямого или косвенного государственного участия. Это
предложение обусловлено тем, что при размещении рекламы своих услуг кредитные
организации все чаще для привлечения клиентов акцентируют внимание не на
условиях предлагаемых ими услуг, включая стоимость, а на наличие в их уставном
капитале госучастия, в некоторых случаях создавая в рекламе ложное впечатление
об их исключительной надежности по сравнению с другими банками.
В
этих же целях ФАС России предлагает запретить органам госвласти РФ и ее
субъектов, органам местного самоуправления, организациям, выполняющими их
функции и участвующим в оказании государственных и муниципальных услуг, а также
государственным внебюджетным фондам заключать договоры об оказании финансовых
услуг, консультировать по вопросу оказания таких услуг и размещать рекламу этих
услуг в своих помещениях и на занимаемых ими территориях.
«Перечисленный
мною блок мероприятий по снижению влияния государства на банковскую систему
нашел отражение в проекте правительственной „дорожной карты“ по развитию
конкуренции в отраслях экономики, в разработке которой приняли участие в том
числе Минфин России и Банк России. Конкретные проекты актов при этом будут
прорабатываться в специально созданных ФАС России рабочих группах, в состав
которых, помимо представителей исполнительной и законодательной властей и Банка
России, вошли представители бизнес-сообщества», – заключил Александр Разин.
ФАС России