В августе 2017 г. в
Удмуртское УФАС России поступило заявление гражданина с жалобой на незаконные
действия АО «Ижавиа» по установлению необоснованно высокой стоимости возврата
авиабилетов. По результатам рассмотрения заявления факт необоснованного
установления платы, удерживаемой с потребителей услуг регулярных пассажирских
перевозок на воздушном судне в случае возврата и обмена билета был подтвержден.
Установлено, что в
период с 2016 г. по 2017 г. плата, удерживаемая АО «Ижавиа» при возврате и
обмене билета, неоднократно увеличивалась от 600 руб. до 2500 руб. и доходила
до 40% от стоимости приобретенного билета.
Изменение платы в
сторону уменьшения произошло только в период появления на рынке оказания услуг
пассажирских перевозок по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» хозяйствующего
субъекта, ранее не осуществлявшего пассажирские перевозки из г. Ижевска, АО
«Саратовские авиалинии», условия перевозки которого более выгодны для потребителей.
Удмуртское УФАС
России провело анализ рынка по нескольким маршрутам, в результате установлено
доминирующее положение АО «Ижавиа» по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с
долей в 87,4% и с долей 100% по остальным маршрутам.
Действующее законодательство, устанавливающее правила формирования и применения тарифов на
регулярных воздушных перевозках, предусматривает, что в случае возврата и обмена
билетов пассажиру возвращается провозная плата за вычетом фактических расходов перевозчика,
понесенных при осуществлении обязательств по договору воздушной перевозки.
АО «Ижавиа» не
представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности действий
Общества по увеличению суммы сборов, удерживаемых с потребителей, более чем в
четыре раза.
Из письменных
пояснений АО «Ижавиа» следует, что Обществ не ведет учет затрат (расходов) на
осуществление операций по возврату и обмену билетов, плата за осуществление
которых удерживается с потребителей. Общество также не ведет учет количества
возвращенных билетов и билетов, в которых изменялись условия перевозки, как в
количественном, так и в стоимостном выражении.
Данные обстоятельства
свидетельствуют о том, что АО «Ижавиа» необоснованно установило плату,
удерживаемую с потребителей в случае возврата и обмена билетов, без учета
фактических затрат, понесенных Обществом, в связи с чем, злоупотребляя своим
доминирующим положением, АО «Ижавиа» устанавливает заведомо невыгодные для потребителей
условия договора воздушной перевозки.
В целях устранения
признаков нарушения антимонопольного законодательства АО «Ижавиа» выдано
предупреждение, в рамках исполнения которого Обществу необходимо:
- установить
плату, удерживаемую с потребителей в случае возврата билетов, а также в случае
изменения условий договора перевозки, соразмерную фактическим затратам,
понесенным Обществом;
- в течение двух лет со дня выдачи предупреждения уведомлять Удмуртское УФАС России об изменении условий
применения тарифов.
Удмуртское УФАС России