Московское УФАС России признало ОАО «РЖД» нарушителем
антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим
положением (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Компания запретила
принимать к отправке энергетические газы без договора на охрану такого груза со
специализированным госпредприятием, хотя должна была обеспечивать их
сохранность своими силами.
Как установлено Московским УФАС России, ОАО «РЖД» запретило
принимать к отправке энергетические газы (пропан и бутан) в случае отсутствия у
грузоотправителя договора с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного
транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) на сопровождение и охрану
грузов.
Вместе с тем согласно действующему законодательству охрану
грузов в пути следования и на ж/д станциях обеспечивает перевозчик за счет
собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального
органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими
организациями. Исключение составляют грузы, охрану и сопровождение которых
должен обеспечить отправитель или получатель в силу договора либо Устава
железнодорожного транспорта РФ.
Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с
сопровождением и охраной утвержден перечень грузов, охрана которых
обеспечивается за счет отправителя. Энергетические газы не входят в этот
перечень, в связи с чем обязанность по обеспечению охраны таких грузов лежит на
перевозчике, то есть на ОАО «РЖД».
Нарушение ОАО «РЖД» выразилось в злоупотреблении
доминирующим положением на рынке железнодорожных перевозок путем неисполнения
ОАО «РЖД» обязанности, возложенной на него Законом о железнодорожном
транспорте, по обеспечению охраны специальных грузов, что привело к ущемлению
интересов грузоотправителя.
По итогам рассмотрения дела Московское УФАС России признало
ОАО «РЖД» нарушившим Закон о защите конкуренции и выдало компании предписание о
прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Ответственность за подобное правонарушение предусмотрена ст.
14.31 КоАП РФ. Штраф может составить до 15% от суммы выручки правонарушителя от
реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено нарушение.
Московское УФАС России