23 мая 2019 г. в Москве состоялась VIII ежегодная конференция международной комплаенс-ассоциации ICA «Комплаенс: расширение границ». Мероприятие привлекло более 300 руководителей и специалистов по вопросам комплаенс-менеджмента крупнейших российских и зарубежных организаций.
В
этом году конференция проводилась под эгидой Пространства комплаенс – нового
проекта компании ICS, эксклюзивного партнера
Международной
комплаенс-ассоциации (International Compliance Association, ICA).
Самые
жаркие обсуждения разгорелись вокруг нескольких тем:
- глобальные изменения и их влияние на
бизнес;
- тренды в сфере сертификации компаний;
- развитие технологий и решений по
диджитализации комплаенса;
- эффективное выстраивание sales compliance;
- понимание, что такое риск-аппетит
применительно к комплаенс-рискам;
- решение
этических дилемм.
Спикерами
конференции стали не только лучшие российские специалисты по комплаенсу, но и
международные эксперты президент International Compliance Association (ICA) Уильям Брайан Ховарт ведущий аудитор систем
комплаенс-менеджмента, автор книги «Успешный комплаенс. Как достичь успеха
компаниям, следующим стандарту ИСО 19600:2014. Практическое руководство», FICA,
MA, MBA, PhD Барбара Найджер.
Уильям Брайан
Ховарт отметил: «С международной точки зрения это была отличная конференция:
невероятное количество талантливых спикеров, разнообразие высказанных мнений,
широкий спектр обсуждаемых тем и знаний и замечательные дебаты».
Любопытными
для рынка оказались и итоги исследований, предложенных участникам конференции.
«Согласно
проведенному нами опросу, 63% комплаенс-специалистов подтвердили, что в их
компаниях не установлено четкое соотношение понятий риск-аппетит и нулевая
толерантность. А это приводит к тому, что не проведена граница, определяющая,
какие комплаенс-риски компания может принять. Решение этого вопроса позволит
компаниям полноценно интегрировать комплаенс-риски в общую систему
риск-менеджмента организации, пересмотреть ряд элементов системы
комплаенс-менеджмента. Функция комплаенс приобретет свою логическую
завершенность и выйдет на новый уровень.
65%
участников конференции считают, что внутренние разработки компаний вполне
составят конкуренцию решениям внешних провайдеров. Это значит, что в ближайшее
время комплаенс-подразделениям компаний нужно оценить свои возможности,
готовность отвечать на запрос рынка и делиться успешным опытом внедрения
комплаенс-решений, политик и других элементов», – сообщила президент ICS Екатерина Пустовалова.
Старший
управляющий директор – директор Управления комплаенс ПАО «Сбербанк» Лариса Заломихина добавила: «Цифровизация
комплаенса позволяет обеспечивать персонализированный подход к клиентам, когда
интересы добросовестных клиентов не ущемляются, но организация достигает
требуемых показателей в работе за счет статистически верифицированных
инструментов».
Директор
Департамента комплаенс Allianz Russia Ольга
Новичихина подтвердила актуальность комплаенса для развития бизнеса: «Честное
отношение к клиентам, согласно размещенным на корпоративных сайтах компаний
политикам, является одним из приоритетов стандартов ведения бизнеса. Вместе с
тем в 77% компаний – участников конференции комплаенс продаж (sales compliance)
не выделен в отдельное направление системы комплаенс-менеджмента.
Соответственно, компании не используют тот потенциал системы управления,
который доступен для управления такими комплаенс-рисками. Даже если в отрасли
регулятор не устанавливает специальных требований к комплаенсу продаж, это
направление будет активно развиваться, ведь в борьбе за клиентов и хороших
партнеров выиграют компании, бизнес-практика которых соответствует заявленным
высоким принципам».
По окончании конференции состоялась
церемония вручения премии «Комплаенс
2018». Ее лауреатами стали:
- Андрей Венчиков, руководитель отдела
направления отчетности в уполномоченный орган Подразделения по ПОД/ФТ АО КБ «Ситибанк»
– за продвижение регуляторных инициатив в области ПОД/ФТ;
- Инна Вялкова – за эффективное внедрение
комплаенс-практик в страховом секторе;
- Ольга Островская, Chief Compliance
Officer Posti Group – за развитие комплаенс в логистическом бизнесе;
- Хоменко Маргарита, начальник управления
по комплаенсу X5 Retail Group – за эффективное внедрение комплаенс-практик в ретейле;
- Сергей Яковлев – за личный вклад в
развитие системы комплаенса;
- Андрей Журавлев, ведущий эксперт АО «АЛЬФА-БАНК»
– за развитие методологии комплаенс-контроля на финансовом рынке;
- Светлана Копылова, директор управления
комплаенс «Ренессанс Капитал» – за эффективное внедрение комплаенс практик в
профессиональном участнике РЦБ;
- Светлана Макарова, Europe Compliance
Lead Nokia – за лидерство в комплаенсе;
- Ирина Раснюк, руководитель направления
по взаимодействию с зарубежными дочерними компаниями и координации Единой
системы комплаенс ПАО «МТС» – за построение Единой системы комплаенс
менеджмента в группе компаний;
- Александр Федосеев, заместитель руководителя
СФМАО АКБ «ЦентроКредит» – за RegTech в сфере ПОД/ФТ.
Алексею Тимошкину, эксперту Национального
совета финансового рынка, был вручен диплом экспертного совета премии за
верность профессии и профессиональному сообществу.