4
и 5 апреля 2019 г. в Москве в 15-й раз проходил
ежегодный Юридический форум России, организованный газетой «Ведомости».
Представители юридического сообщества обсуждали последствия судебной реформы
для бизнеса, законодательные новшества в сфере диджитализации,
юридические проблемы компаний, оказавшихся под санкциями, а также
знаковые судебные споры. Среди актуальных тенденций – возрастающее количество
споров с участием государства, связанных с нарушениями в области
закупок. О дискуссии на сессии, посвященной этой теме, расскажем
подробнее.
Открывая
встречу, модератор сессии «Споры с участием государства», партнер адвокатского
бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко отметил, что с 2015 г. число споров
в сфере государственных закупок неизменно растет. Одна из проблемных
категорий – оспаривание решений о включении в реестр
недобросовестных поставщиков (РНП). Практика по таким делам складывается
неоднозначно, но в целом отмечаются положительные тенденции для исполнителей
госзаказа. Например, в судебной практике появилось новое правовое понятие – «добросовестное уклонение от заключения контракта». Участники дискуссии
отметили, что антимонопольный орган не должен включать в РНП то или
иное лицо по формальным основаниям, без установления его вины. И суды
с этим согласны: основанием для включения в РНП служит только
такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение.
Тему
последних судебных тенденций продолжила юрист департамента судебной практики ПАО «НК „Роснефть“» Екатерина Трубинова. Она рассказала о практических
аспектах взыскания убытков, связанных с нарушениями в сфере закупок. Спикер
рассмотрела несколько категорий споров. Первая – дела по взысканию
убытков с заказчика. В них, как показывает анализ последней судебной
практики, поставщик может взыскать только реальный ущерб, требования о взыскании
упущенной выгоды, как правило, не удовлетворяются. Выступающая отметила,
что некоторые поставщики заявляют ходатайства о привлечении в процесс
антимонопольного органа в качестве третьего лица. Между тем,
по мнению Екатерины Трубиновой, приглашать в процесс регулятора нужно
с осторожностью. Стороне предварительно следует взвесить все
обстоятельства и оценить материалы, имеющиеся у государственного
органа, которые он может представить в суд. Вторая категория – дела
о взыскании убытков с антимонопольного органа, из-за неправомерных
действий которого участник торгов не смог заключить контракт. Судебная
практика исходит из возможности взыскания с регулятора не только
реального ущерба, но и упущенной выгоды. Однако процесс доказывания по таким
искам крайне сложный, поэтому и число удовлетворенных исков невелико.
Споры
в сфере закупок стороны могут разрешить, обратившись не только в арбитражный,
но и в третейский суд. Подробнее о последних законодательных
новеллах рассказал ответственный администратор Российского арбитражного центра
при Российском институте современного арбитража Андрей Горленко. С 29 марта 2019 г. третейским
судам официально разрешено рассматривать дела по договорам, заключенным в рамках
Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). До внесения соответствующих поправок1 в законодательство
судебная практика по этой категории споров была противоречивой. Тем не менее,
с сожалением отметил спикер, вопрос об арбитрабельности дел,
вытекающих из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд», по-прежнему остается спорным. Андрей Горленко заметил,
что иностранные арбитражные учреждения также могут рассматривать споры по Закону
№ 223-ФЗ, но для этого им необходимо получить статус постоянно
действующего арбитражного учреждения РФ. Пока иностранных арбитражных институтов
с таким статусом в России нет. Однако уже подана первая заявка – от Гонконгского международного арбитражного центра (HKIAC).
В
заключение сессии собравшиеся выразили надежду, что участие предпринимателей в государственных
торгах будет менее рискованным, а судебная практика по спорам
в сфере закупок станет более единообразной.
Юлия
Терешко,
эксперт
журнала «Конкуренция и право»
______________________________
1 Федеральный закон от 27.12.2018
№ 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском
разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе».