20 июня 2018 г.
прошел традиционный круглый стол из цикла «Диалог с властью», организованный
Объединением корпоративных юристов. Члены ОКЮР, представители Евразийской
экономической комиссии и ФАС России обсудили актуальные вопросы
антимонопольного регулирования и правоприменения на товарных рынках РФ, на
трансграничных рынках, в том числе в условиях цифровой экономики, а также
законодательные инициативы.
Во вступительном
слове Александра Нестеренко поприветствовала собравшихся и отметила
актуальность темы. По ее словам, деятельность Евразийской экономической комиссии
набирает обороты, ведется активная работа по совершенствованию Договора о ЕАЭС,
развивается практика. «Когда представители бизнеса пытаются обратиться к
Договору о ЕАЭС и иным союзным нормативным актам, чтобы оценить свои риски,
связанные с ведением деятельности на потенциально трансграничных рынках, то у
них может возникать множество вопросов. Не только в связи со сложностью норм
союзного права, но и в некоторых случаях в связи с неопределенностью каких-либо
его положений. Например, в части отнесения рынка к трансграничному. При
отсутствии обширной практики правоприменения ЕЭК большое значение для бизнеса
имеет разъяснительная работа ЕЭК в формате общественных приемных,
индивидуальных консультаций, ответов на вопросы и т.п., а также в целом открытость
ЕЭК к диалогу с предпринимателями, обеспечение реального доступа представителей
рынка к нормотворческой работе, создание эффективных институтов, которые
позволяют бизнесу быть услышанным", - сказала она.
Сообщить членам
ОКЮР об основных направлениях деятельности ЕЭК и ответить на их вопросы пришли несколько
представителей ЕЭК: Алия Джумабаева, директор Департамента конкурентной
политики и политики в области государственных закупок ЕЭК, Татьяна Чеснокова,
начальник отдела конкурентного законодательства и методологии Департамента
конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК, и Шолпан
Батырбек, начальник отдела расследований антиконкурентных соглашений и
методологии Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК.
Открывая
обсуждение данной темы, А. Джумабаева рассказала участникам ОКЮР о деятельности
ЕЭК по совершенствованию права ЕАЭС. На вопрос о возможности участия бизнеса в
процессе совершенствования права ЕАЭС, она обратила внимание на то, что в
данной работе могут принять участие не только представители национальных
органов стран-участниц ЕАЭС, но и представители бизнес-сообщества
стран-участниц ЕАЭС, если кандидатуры будут направлены российской стороной в
Евразийскую экономическую комиссию. Так, со стороны Казахстана в работе по
совершенствованию Договора о ЕАЭС активно принимает участие Национальная палата
предпринимателей, а в России представители бизнеса могут обратиться в
Минэкономразвития России - орган, который координирует данную работу на
национальном уровне и определяет лиц, которые смогут принять участие в
заседаниях соответствующих рабочих групп.
Представители
ЕЭК рассказали о планируемых изменениях в Договор о ЕАЭС по вопросам
конкуренции, в том числе о введении институтов предостережения и предупреждения
(за недобросовестную конкуренцию и злоупотребление доминирующим положением, за
исключением установления монопольно высоких цен). Поправки уже подготовлены, но
вместе с тем, как сообщили представители ЕЭК, пока проходит длительная
процедура их согласования, Советом ЕЭК было принято решение о введении временной
меры в действующий порядок рассмотрения заявлений - нового института, который
не используется ни в одной из стран-участниц. Это предложение о совершении
действий, направленных на устранение признаков нарушения и обеспечение
конкуренции на трансграничных рынках. Соответствующие нормы уже вступили в
действие и будут действовать до вступления в силу поправок в Договор о ЕАЭ в
части выдачи предупреждения.
Предложения
будут выдаваться при наличии признаков правонарушения, за исключением случаев заключения
антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением
хозяйствующего субъекта в части установления, поддержания монопольно высокой или
монопольно низкой цены товара. При этом процедура предполагает направление
предложения заинтересованным сторонам для обсуждения проекта предложения, составляемого
ЕЭК и содержащего перечень действий, которые предлагается совершить субъекту
для устранения предполагаемого нарушения. Также предусмотрено проведение консультаций
с участием представителей национальных органов, заявителя и предполагаемого нарушителя,
которые могут представить свои корректировки к проекту предложения. Исполнение
предложения исключает возможность привлечения к ответственности. При этом, как
отметила Т. Чеснокова, предложение не будет направляться в случае повторности
выявления признаков нарушения (выявление в действиях (бездействии)
хозяйствующего субъекта признаков нарушения общих правил конкуренции, по
которым в течение предшествующих 24 месяцев было направлено предложение либо
принято решение по итогам рассмотрения дела).
Что касается
инициативы по конкретизации форм недобросовестной конкуренции, в частности,
связанной с использованием интеллектуальной собственности, то, как сообщили
представители ЕЭК, были проведены исследование норм стран-участниц ЕАЭС,
касающихся данного вопроса, совещания с уполномоченными органами стран-участниц
ЕАЭС. По результатам было принято решение о рассмотрении данного вопроса на более позднем этапе (разрешения существующих
споров и противоречий в части регулирования интеллектуальных прав в различных
странах-участницах ЕАЭС).
Обращаясь к деятельности
ЕЭК по правоприменению, А. Джумабаева рассказала о взаимодействии ЕЭК с
представителями бизнеса в ходе рассмотрения дел. Так, подготовлены поправки,
предусматривающие возможность проведения консультаций с членами комиссии по
рассмотрению дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках
на всех стадиях рассмотрения дела - еще один институт, который позволит бизнесу
быть услышанным.
Также А. Джумабаева
рассказала о взаимодействии с организациями при направлении запросов информации.
В частности, представитель ЕЭК отметила, что, вероятно, нормы о штрафах за
непредставление информации по требованию ЕЭК, за несвоевременное представление или
предоставление недостоверных сведений вскоре начнут применяться на практике,
хотя ЕЭК до сих пор не прибегала к такой мере. Она обратила внимание на то, что
непредставление информации не соответствует интересам компании в долгосрочной
перспективе. Так, существует практика прекращения рассмотрения заявлений еще до
возбуждения расследования, компании имеют шанс оперативно представить
доказательства необоснованности жалоб и подозрений и не нести издержки в связи
с затягиванием процедур, обжалованием решения в Суд Союза и возникновением
проблемы допустимости представления в суд доказательств, не представленных на
рассмотрение ЕЭК и т.д.
Что касается
практики ЕЭК по трактовке понятия трансграничных рынков, то ЕЭК руководствуется
критериями, установленными в Решении Высшего Евразийского Экономического Совета
«Об утверждении критериев отнесения рынка к трансграничному» (предусматривает
критерии трансграничности для каждого вида нарушения), и при применении Решения
Совета ЕЭК «О методике оценки состояния конкуренции» (поставка товара с
территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
поставка товара с территорий третьих стран на территории двух или более
государств-членов). Участники встречи отметили, что предусмотренный для
антиконкурентных соглашений критерий трансграничности - регистрация сторон
соглашения на территориях разных государств-членов ЕАЭС - не всегда отвечает
интересам защиты конкуренции на общем рынке, поскольку соглашение, способное
оказать негативное влияние на трансграничный рынок, может быть заключено с
компанией, зарегистрированной за пределами ЕАЭС.
А. Джумабаева
рассказала о просветительской работе ЕЭК, в частности, в рамках общественных
приемных, в том числе выездных, в ходе которых представители ЕЭК разъясняют
положения Договора о ЕАЭС в части антимонопольного регулирования, отвечают на
вопросы и проводят индивидуальные консультации по процедуре подачи заявлений о
наличии признаков нарушений общих правил конкуренции. Такие выездные
мероприятия уже были проведены в нескольких странах-участницах ЕАЭС, а следующие
планируется провести осенью текущего года в Кыргызстане (в сентябре) и в
Армении (в октябре). Посетить их и задать свои вопросы ЕЭК могут представители
из любых стран-участниц ЕАЭС.
В ходе дискуссии
участники встречи также обсудили необходимость решения в ближайшем или отдаленном
будущем ряда иных вопросов, связанных с совершенствованием права ЕАЭС по
вопросам конкуренции, в том числе изменение или уточнение понятия
трансграничных рынков, механизмы смягчения ответственности, антимонопольный
комплаенс, нормы о проведении проверок, контроль за экономической концентрацией
и др.
Во второй части
встречи Алексей Никифоров, директор юридической поддержки СИБУР, поделился
опытом противодействия неправомерному использованию бренда в Интернете. В
частности, он рассказал о распространении мошеннических практик и
недобросовестной конкуренции путем создания так называемых сайтов-клонов: организации,
а чаще всего - физические лица, регистрируют сайты, сходные с дизайном
официального сайта компании, получают заказы от покупателей и либо поставляют
контрафактную продукцию, либо вовсе исчезают, получив предоплату, нанося таким
образом не только ущерб покупателям, но и серьезный вред репутации компании. Остроту
и актуальность данной проблемы отметили присутствующие на встрече представители
многих компаний, также постоянно сталкивающиеся с подобными практиками. При
этом зачастую отдельные компании могут выявлять более сотни нарушений в год.
«Юридически у
нас есть несколько инструментов защиты: как обычно, суд, правоохранительные
органы, а также обращение в организации, которые специализируются на блокировке
сайтов по обращению правообладателя», - сказал докладчик. При этом последняя
мера, как отметил А. Никифоров, является наиболее быстрой и эффективной. Победа
в суде не отвечает в должной мере интересам предпринимателей - судебные
процессы могут длиться по полгода, возникают проблемы с тем, как решение суда исполнить,
и за это время уже появляется множество других сайтов. Что же касается
обращений в правоохранительные органы в связи с наличием признаков мошенничества,
то в таких случаях уголовные дела либо не возбуждаются, либо требуют несения
значительных издержек, зачастую будучи бесперспективными.
«На сегодня у
нас абсолютно нет хорошего решения. У нас нет правильного ответа на вопрос, как
с этим бороться, - подчеркнул А.
Никифоров. - Даже блокировка сайтов специализированными частными фирмами,
которые все делают достаточно быстро, не помогает решить проблему. Обращение в
эти фирмы требует постоянных расходов, и достаточно быстро появляются новые
сайты, компания продолжает терпеть репутационный ущерб и упущенную выгоду,
клиенты продолжают страдать».
Участники
встречи обсудили предложенные А. Никифоровым возможные пути решения проблемы: расширение
полномочий ФАС России в части принятия оперативных обеспечительных мер, выстраивание
межведомственной работы с Роскомнадзором, закрепление в качестве
самостоятельного вида правонарушения действий по созданию и использованию сайтов-клонов
и др. В ходе дискуссии участники встречи пришли к выводу о необходимости
составления и обсуждения на базе ОКЮР соответствующих предложений и направления
их в ФАС России.
Андрей Тенишев,
начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России, и Антон Тесленко, заместитель
начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, рассказали
присутствующим о законодательных инициативах, внесенных в Правительство РФ и
призванных повысить эффективность работы службы по выявлению и пресечению
антиконкурентных соглашений, а также работы правоохранительных органов. В
частности, представители ФАС России рассказали о планируемых изменениях в
тексте ст. 178 УК РФ (приведение в соответствие с положениями Закона о защите
конкуренции диспозиции указанной статьи, закрепление новых квалифицирующих
признаков состава преступления, повышение размеров крупного и особо крупного
ущерба/дохода). А. Тенишев разъяснил позицию ФАС России относительно получения
антимонопольным ведомством результатов оперативно-розыскных мероприятий, а
также рассказал участникам мероприятия о планируемых оборотных штрафах за
воспрепятствование проведению проверок (до 1% выручки за год) и создании
реестра участников антиконкурентных соглашений.
Спикер также
упомянул о разработке законопроекта, призванного привести к единому
регулированию проведение различного рода имущественных торгов (продажа
арестованного имущества, земельных участков, водных биологических ресурсов).
Обращаясь к теме
влияния цифровизации экономики на деятельность антимонопольного органа и
отвечая на вопрос о правомерности использования аукционных роботов для участия
в торгах, А. Тенишев отметил: «Есть программы, к которым у нас нет претензий.
Например, алгоритмы, включенные в функционал торговой площадки, которые
существенно упрощают процесс участия в большом количестве торгов. Однако есть
также программы, которые не имеют никакого другого применения, кроме как
реализация сговора на торгах и уничтожение следов нарушения – использование
подобных программах модулей недопустимо».
Андрей Тенишев
обратил внимание и на тот факт, что значительное количество сговоров может
теперь быть выявлено благодаря переводу большинства закупочных процедур в
электронную форму, и напомнил, что участники рынка могут обращаться с жалобами
об антиконкурентных нарушениях на торгах.
В завершение
встречи А. Нестеренко поблагодарила участников встречи за интересную дискуссию.
Она отметила: «Бурное развитие информационных технологий приводит к тому, что
традиционный инструментарий антимонопольного регулирования не всегда готов к
новым вызовам. Однако развитие происходит не только стремительно, но и
непредсказуемо. Поэтому необходимо аккуратно подходить к разработке новых
институтов. Чрезвычайно важно, чтобы решение, эффективное сегодня, не сдерживало
развитие завтра. Открытый диалог регулятора с бизнесом должен способствовать
достижению баланса и выбору оптимального решения».
Ассоциация «НП
«ОКЮР»