Рынок лекарственных препаратов и медицинских изделий
находится под пристальным вниманием Федеральной антимонопольной службы (ФАС)
как минимум последние лет шесть. В этом году произошли кардинальные для этого
направления события. Организованное газетой «Ведомости» (конференция
«Антимонопольное регулирование в России», 16 октября 2015 г.) обсуждение по
антимонопольному регулированию рынка лекарственных средств и медицинских
изделий подчеркнуло наиболее актуальные из них.
Одним из таких событий стали упразднение в июле
2015 г. Федеральной службы по тарифам (ФСТ) и передача ее полномочий
ФАС. В частности, теперь в функции антимонопольной службы входит
проведение экономического анализа при регистрации предельных отпускных цен
на товары, включенные в перечень жизненно необходимых
и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также разработка
методических указаний по определению органами исполнительной власти
субъектов РФ предельных оптовых и розничных надбавок
к фактическим отпускным ценам производителей.
В настоящее время ФАС намерена полностью изменить
существовавшие в ФСТ подходы к ценообразованию на лекарственные
средства из перечня ЖНВЛП.
В этом году также были приняты судебные решения
по делам в отношении крупных фармацевтических компаний «Тева»,
«Бакстер» и «Ново Нордиск». В рамках этих значимых
для антимонопольного регулирования дел были выявлены проблемы, которые
требуют формирования единых подходов. Так, ФАС и бизнес-сообщество
до сих пор не пришли к консенсусу по вопросу
о соотношении иностранного, российского антикоррупционного
законодательства и антимонопольного законодательства РФ.
В частности, неясно, могут ли иностранные производители отказать
в поставке продукции в случае несоблюдения российскими
дистрибьюторами норм антикоррупционного законодательства. Нет определенности
и по вопросу о возможности отказа в поставке товара
дистрибьютору, если производитель планирует участвовать в государственных
торгах самостоятельно или с помощью своей дочерней компании. Пределы допустимости
эксклюзивных соглашений на рынке лекарственных препаратов
и медицинских изделий также остаются неопределенными.
Поскольку Верховный суд РФ еще не высказался
по упомянутым делам, в данном случае рано говорить
об устоявшейся судебной практике и сформулированной правовой позиции.
Единообразный подход к антимонопольному регулированию
в настоящее время также формируется Ассоциацией европейского бизнеса,
занимающейся разработкой Кодекса добросовестных практик в фармацевтической
отрасли (Кодекс). Этот документ будет регулировать взаимоотношения
производителей лекарственных препаратов с их дистрибьюторами, а также
с государственными заказчиками и аптеками.
Следует отметить, что 17 июня 2015 г. президиум
ФАС одобрил разработанные антимонопольным органом Рекомендации
по разработке и применению коммерческих политик хозяйствующими
субъектами, занимающими доминирующее положение на рынках лекарственных
средств и медицинских изделий (Рекомендации ФАС). Документ имеет важное
значение для соответствующих рынков, поскольку определяет основанные
на текущей судебной практике подходы ФАС к регулированию
взаимоотношений доминирующих производителей и их контрагентов.
Вместе с тем между проектом Кодекса
и Рекомендациями ФАС можно найти противоречия, которые, безусловно, нужно
будет устранить.
Отдельного внимания заслуживает инициатива ФАС
и Евразийской экономической комиссии по введению международного
принципа исчерпания прав в отношении пилотной группы товаров,
в которую предполагается включить в том числе лекарственные средства
и медицинскую технику. Иными словами, инициатива направлена
на легализацию параллельного импорта лекарств и медтехники
из третьих стран на территорию Евразийского экономического союза
(ЕАЭС). Она вызывает серьезные опасения производителей, врачебного сообщества и независимых
экспертов, так как несет в себе высокие риски возможного нарушения
требований качества, безопасности и эффективности при ввозе продукции
на территорию ЕАЭС по каналам параллельного импорта. Очевидно, что
лекарственные препараты – особый товар, для которого нужны специальные
условия хранения и транспортировки. Регуляторные требования, в
частности, к упаковке и инструкциям по применению для лекарственных
средств не унифицированы, единая система фармаконадзора, т.е. сбора информации
о нежелательных явлениях, в разных странах отсутствует.
Несоблюдение этих условий и отсутствие единых регуляторных требований
в конечном счете может повлечь существенный вред здоровью пациентов.
Представляется, что проводить подобные эксперименты было бы
целесообразно на менее уязвимых группах товаров, например автомобильных
запчастях, электрической и бытовой технике и парфюмерно-косметической
продукции, которые уже есть в разрабатываемом списке. Создание
специализированных таможенных постов для проверки соблюдения всех
требований может оказаться недостаточной мерой.
В целом рынок лекарственных средств и медицинских
изделий находится на пороге перемен. Такое реформирование требует
объективного и профессионального взгляда регуляторов. Остается надеяться,
что при формулировании подходов к антимонопольному регулированию
будет найден баланс между интересами государства, производителей
и пациентов.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала
«Конкуренция и право»