27 февраля 2015 года в г. Красноярск в рамках XII
Красноярского экономического форума состоялся круглый стол «Взаимодействие с
азиатскими инвесторами: юридические и налоговые вопросы».
Организатор - информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»
(«РБК»).
Экспертная поддержка – юридическая компания «Пепеляев Групп».
Среди участников:
Елена Безденежных, заместитель генерального директора,
руководитель блока корпоративных, имущественных и правовых вопросов ГМК
«Норильский никель»;
Виталий Коваленко, региональный директор Восточно -
Сибирский филиала «РОСБАНК»;
Егор Лысенко, руководитель сибирского отделения «Пепеляев
Групп»;
Сергей Некрасов, первый вице-президент ОАО «Газпромбанк»;
Чон Но Чун, руководитель Korean Desk «Пепеляев Групп»;
Ирина Бушуева, начальник юридического отдела Центрально -
Сибирской ТПП, медиатор Центра медиации ЮИ СФУ;
Михаил Степанов, начальник отдела развития бизнеса ОАО
«Центр кластерного развития «Якутия».
Модератор - Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев
Групп».
Участники дискуссии обсудили развитие инвестиционных
возможностей российского рынка через привлечение азиатских инвесторов и
особенности делового взаимодействия с азиатскими партнерами.
По мнению участников, существует ряд проблем, затрудняющих
приток азиатских инвестиций в Россию:
- Отсутствие прямого кредитования азиатскими банками проектов
в России. Их участие в кредитовании происходит через крупные европейские банки
(синдицированные кредиты), что ведет к удорожанию кредитов для российских
проектов.
- Неготовность азиатских инвесторов структурировать сделки по
английскому или российскому праву. Азиатские инвесторы, как правило, настаивают
на применении права их стран (чаще всего - Hong Kong law), что рискованно для российских
партнеров.
- Отсутствие информированности азиатских инвесторов об
условиях ведения бизнеса в России, существующих рисках, особенностях
российского права и законодательства.
- Отрицательная оценка азиатскими инвесторами стратегии привлечения
инвестиций в России на этапе планирования проекта при полном отсутствии
необходимой для его реализации инфраструктуры, специального законодательства и
прочих условий.
- Проблема недоверия азиатских инвесторов российским
партнерам. Имеются сомнения в наличии реальных возможностей защиты своей
собственности на территории России.
- Различное понимание значимости письменных обязательств,
выполнения условий договоров (для азиатских партнеров более важны
договоренности первых лиц по стратегическим вопросам, а не письменное
закрепление каких-либо условий).
- Различия стиля ведения бизнеса и переговоров. Для азиатских
инвесторов свойственны очень длительные сроки обсуждений, принятия решений,
многоуровневые согласования.
- Технические трудности в общении (трудности общения на
английском языке, игнорирование азиатскими партнерами принятых в России средств
коммуникации и выбор для общения их национальных инструментов электронной
коммуникации).
По итогам обсуждения участники круглого стола сформулировали
ряд выводов и предложений, направленных на улучшение взаимодействия:
- Доля азиатских инвестиций в России на сегодняшний день крайне
мала, однако сотрудничество в этом направлении достаточно перспективно как для
России, так и для азиатских стран.
- Азиатским инвесторам не хватает профессиональных посредников
по вопросам культуры, права, бизнеса в России. Данную функцию могут успешно исполнять юридические
консультанты, предпринимательские объединения, торгово-промышленные палаты.
- Необходимо усиление информирования азиатских инвесторов о
существующих возможностях в России (проведение выездных конференций, семинаров,
бизнес-миссий, создание информационных интернет-порталов и содержательных
буклетов, дорожных карт на языках азиатских инвесторов).
- Большое значение имеет демонстрирование «историй успешных
проектов». Один или несколько успешных проектов, проведенных азиатскими
инвесторами в России, способны укрепить взаимное доверие и инициировать приток
большего количества инвесторов.
- Важную роль играет подготовительная работа органов власти. Необходимую
базу для реализации инвестиционных проектов следует готовить до привлечения
инвесторов: принять соответствующие нормативные акты, провести исследования, обеспечить
соответствующие условия, подготовить инфраструктуру и проектную документацию.
- Расширять взаимодействие необходимо не только с крупными
игроками азиатского бизнеса, но и со средним и мелким бизнесом.
- Механизмом для привлечения азиатских инвестиций и
стимулирования создания совместных производств на территории России может стать
возможность участия азиатских партнеров в российской системе государственных
закупок, а также в сфере государственно-частного партнерства.
- Вопросы налогообложения, в том числе налоговые льготы и иные
меры государственной поддержки, не являются важнейшим фактором при принятии
азиатским инвесторами решения о вложении капитала в России. Вместе с тем,
предоставление существенных мер государственной поддержки может компенсировать
отсутствие необходимой инфраструктуры на старте проекта.
- Закон о территориях опережающего развития, а также
законопроект о праве регионов по своему
усмотрению уменьшать ставку налога на прибыль дают значительные преимущества и,
вероятно, будут способствовать притоку азиатских инвесторов.
- Необходима адаптация трудового и миграционного
законодательства.
Юридическая компания «Пепеляев Групп»