3 декабря 2014 года в Центре договорного права юридического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова прошел международный круглый стол, посвященный антимонопольным
проблемам в сфере энергетики. Модератор мероприятия – д.ю.н., проф. кафедры коммерческого
права А.Н. Варламова. Инфоспонсор - журнал «Конкуренция и право». С
приветственным словом к участникам обратились заслуженный юрист России, д.ю.н.,
проф. Б.И. Пугинский и вице-президент Европейской академии наук проф. В.
Бергманн.
С докладами выступили проф.М.Пашке (Университет Гамбурга), проф. П.Кауш (Университет Фрайберга), зав. кафедрой конкурентной и промышленной
политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.э.н., проф. А.Е.
Шаститко, д.ю.н., проф. кафедры коммерческого права юрид. факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова А.Н. Варламова, зав. кафедрой предпринимательского права
факультета права НИУ «ВШЭ», д.ю.н., проф. О.М. Олейник, зав. кафедрой
предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса РПА
Министерства юстиции России, д. ю.н., проф. Илюшина М.Н., к.ю.н., доцент
кафедры международного частного и гражданского права МГИМО (У) МИД России Ю.В. Тай,
начальник управления ОАО «Администратор
торговой системы оптового рынка
электроэнергии и мощности» В.А. Краснова.
В работе круглого стола приняли участие научные работники
ведущих ВУЗов РФ, представители
энергетических компания (РАО
Газпром, Интер РАО ЕЭС – Управление электрогенерацией,
Системный оператор оптового рынка
электроэнергии и мощности), представители российских и международных юридических
фирм.
В своем
докладе проф. М.Пашке остановился на основных положениях ЕС и Германии об
Анбандлинге (декартелизации). Были рассмотрены три пакета либерализационных мер
Европейского Союза. Подробно проф. М. Пашке рассмотрел третий пакет либерализационных мер, ужесточающий
правила, регулирующие анбандлинг.
Применительно к Германии был проанализирован Закон 1998 г. «Об
энергетическом хозяйстве», а также этапы внедрения анбандлинга в энергетику
Германии, в частности усиление договорного доступа к сетям в 2003 г., выделение
сетевой деятельности в самостоятельную структуру в 2005 г. и создание
независимого системного оператора в 2011 г.
Выступление
проф. А.Н. Варламовой строилось на постулате о необходимости учета отраслевых
особенностей при формировании конкурентного права. Проф. Варламова отметила,
что существующие товарные рынки по количеству игроков на них, особенностям доступа на отдельные товарных
ранок, величине финансовых вложений для
входа на рынок, «сетевым ограничениям» и
ряду других критериев значительно отличаются
друг от друга. Невозможно создать единое регулирование конкурентных
отношений для рынка газа и, к примеру, для рынка товаров текстильной
промышленности, поэтому отраслевое регулирование имеет огромное значение. В
своем докладе А.Н. Варламова подробно остановилась на особенностях
регулирования конкурентных отношений на рынке электроэнергии и мощности, в
частности был проанализирован План мероприятий по развитию конкуренции в
электроэнергетике, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2014 г.
Зав.
кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова А.Е. Шаститко отметил, что в сфере энергетики существует
множество рынков, которые могут характеризоваться условиями естественной
монополии, когда одновременная работа на нем двух и более компаний менее
эффективна (по средним издержкам), чем единственной компании, по причине
значительной экономии на масштабе по сравнению с емкостью соответствующих
рынков. Однако, как известно, существуют разные способы обеспечения более
эффективного использования ресурсов, начиная с конкуренции за рынок (а не на
рынке) и заканчивая такими инструментами контроля деятельности монополистов как
эталонная конкуренция. В отраслях с естественно монопольным компонентом
(например, транспортировка газа) возникают не только проблемы, связанные с
дискриминацией со стороны компании, которая одновременно занимается добычей (в
данном случае газа), но и недоинвестирования в транспортную инфраструктуру
данной компанией (или с ее участием) по причине сложных проблем, связанных с
возможным перераспределением потока квазиренты как дохода на специфический
ресурс от владельца транспортной инфраструктуры в пользу независимых
потавщиков. В этой связи важно учитывать и возможности проектирования, а также
создания действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение условий договоров
между заинтересованными сторонами, которые в случае ошибок или сбоем может
привести к контрпродуктивному применению норм антимонопольного
законодательства.
Доцент кафедры МЧГП МГИМО(У), управляющий партнер АБ
«Бартолиус» выступил с докладом «Правовые проблемы процедур конкурентного
отбора мощности», в котором рассказал о выявленных практикой применения
сложностях и недостатках нормативного регулирования указанной области
антимонопольного законодательства. Так, например, дела о привлечении к
ответственности за манипулирование ценами на рынке мощности ведутся с 2012 г.,
притом, что критерии «существенного изменения цены» были определены
Правительством 17.12.2013 (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1164
«Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в
электроэнергетике»). Также ФАС России
порой неверно определяет продуктовые границы рынка в результате необоснованного
смешения двух не взаимозаменяемых между собой товаров: электрической энергии и
электрической мощности. А в отдельных случаях использует тарифы, установленные
ФСТ, и (или) цены, установленные в иных нерелевантных ЗСП для
подтверждения экономически
необоснованных цен.