21 марта 2014 г. в стенах ТПП России состоялся ежегодный
Антимонопольный форум, организованный Объединением Корпоративных Юристов (ОКЮР)
при поддержке ФАС России. Форум «Новый «антимонопольный пакет» был посвящен
поправкам в Закон о защите конкуренции.
На открытии Форума Александра Нестеренко, президент НП
«Объединение Корпоративных Юристов», подчеркнула, что традиционно нынешний
Форум будет иметь интерактивный характер, и призвала участников к максимальной
открытости и активности.
Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, в своем
выступлении отметил, что некоторые эксперты упрекают антимонопольную службу в
частом изменении антимонопольного законодательства. «Не только наша жизнь, но и
экономика не стоит все время на месте, совершенно закономерно, что все элементы
российского антимонопольного законодательства и правоприменения должны
постоянно развиваться и совершенствоваться», − указал он.
По словам А. Цыганова, в рамках указанных поправок
предполагается расширение применения институтов предупреждения и
предостережения, а также упразднение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих
долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. «Предлагаемые
поправки родились не в тишине кабинетов, а берутся прежде всего из практики
антимонопольной службы и на основе широкого общественного обсуждения с
представителями бизнеса, юридического сообщества и гражданского общества», −
сообщил А. Цыганов. Также, по мнению заместителя руководителя ФАС, важным
элементом развития антимонопольного регулирования является утвержденная
Правительством РФ дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование
антимонопольной политики».
Начальник Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский
рассказал об основных направлениях работы антимонопольной службы сегодня. Он
отметил, что основным вектором развития станет расширение института
предупреждения и предостережения, которое позволит ФАС России стать органом
предупредительного характера.
Докладчик подробно рассказал о главных нововведениях нового
антимонопольного пакета. «Во-первых, законопроект исключает функцию по ведению
реестра субъектов, занимающих долю на товарном рынке более 35% товарного рынка.
Таким образом, снимается административная нагрузка по представлению
антимонопольному органу сведений. Во-вторых, антимонопольная служба выступает
за ограничение создания государственных и муниципальных предприятий органами
власти. Они не должны создаваться на конкурентных рынках», − подчеркнул
представитель ФАС России.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей
Тенишев раскрыл стандарты доказывания картелей и позицию антимонопольного
органа по ним. «Анализ судебных решений, − заявил А. Тенишев, − позволяет
сделать вывод о том, что для судов важно наличие соглашений между конкурентами
и причинно-следственная связь между этими соглашениями и поведением конкурентов
на рынке».
В ходе обсуждения работы ФАС России А. Тенишев также
подтвердил информацию о возможности наделения ее полномочиями органа дознания.
Данные полномочия, по его мнению, необходимы антимонопольному органу для
реализации принципа неотвратимости наступления ответственности картелей.