Вопросы минимизации антимонопольных рисков обсудили участники прошедшего 24-26 сентября 2012 года Форума по конкурентному праву СНГ. Как выстроить политику компании, которая позволит вовремя выявить и предупредить угрозы для бизнеса, а значит, избежать возможных претензий регулятора и серьезных репутационных и финансовых потерь? Приглашенные организатором форума - Marcus Evans – эксперты поделились накопленным опытом и корпоративными наработками. Журнал «Конкуренция и право» - медиа-партнер мероприятия.
«В российском законодательстве отсутствует, к сожалению, четкая грань между противоправным и допустимым поведением компании. В итоге хозяйствующим субъектам зачастую сложно принять верное решение относительно того, будут ли являться их действия корректными с точки зрения законодательства о конкуренции», – посетовала в начале своего выступления начальник управления правового обеспечения операционной деятельности КЭС-Холдинг Елена Чугунова и выдала участникам форума в качестве оберегов практические рекомендации по выявлению антимонопольных рисков. С чего начать? Необходимо определить товарные рынки, на которых функционирует компания (и иные сферы внимания антимонопольщиков – закупки, предоставление государственных преференций, реклама), а также рыночную силу компании на этих рынках, максимально исчерпывающим образом идентифицировать бизнес-процессы – объекты контроля антимонопольного органа и понять пределы полномочий и степень внимания последнего к осуществляемой деятельности. «При этом важно понимать наличие пересечения компетенции антимонопольной службы и иных органов власти. Например, за нарушение порядка ценообразования к ответственности могут привлечь как минимум четыре регулятора: ФАС России, ФСТ России, если речь идет о естественно-монопольном виде деятельности, Роспотребнадзор и прокуратура, как орган, который в целом осуществляет контроль и может возбуждать административные дела», – подчеркнула докладчик.
Что касается организации работы по предупреждению антимонопольных рисков, то в качестве императивного правила Елена Чугунова посоветовала внедрить обязательную антимонопольную экспертизу сделок, проектов и других решений на предмет наличия таких рисков. Важно всегда помнить о последствиях антиконкурентных действий – большая цена любой ошибки, резюмировала она.
О том, какие шаги по предупреждению антимонопольных рисков следует принять на вооружение, также рассказала директор по правовым вопросам компании «Объединенные Пивоварни Хейнекен» Татьяна Одабашян. В частности, ее компанией разработан и введен внутренний локальный документ о политике по соблюдению законодательства о конкуренции, проводятся различные тренинги, презентации и тематические рассылки, цель которых – донести до каждого сотрудника всю серьезность последствий и санкций в случае антимонопольного нарушения. Ну а в качестве обучающе-устрашающего приема подготовлен специальный короткометражный фильм, который продемонстрировали и аудитории форума. Месседж, если коротко, следующий: если не хочешь быть уволенным, подвергнутым наказанию, разведенным и бездомным – соблюдай законодательство о конкуренции.
Оксана Бодрягина,
журнал «Конкуренция и право»