30 сентября
2020 г.
Аналитический центр при Правительстве
РФ провел видеоконференцию «Цифровые рынки: обеспечение конкуренции при сохранении
возможности для развития». Площадка собрала представителей всех
заинтересованных сторон: ФАС России, бизнеса и науки. В чем заключается особенность
анализа рынков с платформами и каким образом нужно менять его
методологию? Какие преимущества и недостатки порождает монопольный доступ
игроков этих рынков к большим данным? И по какой траектории
должна развиваться конкурентная политика в отношении «цифры»? По многим
вопросам дискуссия продолжается, но в одном участники встречи единодушны:
цифровизация требует спецификации.
Вектор
обсуждения задала начальник Управления по конкурентной политике
Аналитического центра Елена Ковалева. По ее словам, один из ключевых вопросов, который
волнует экспертное сообщество: как найти баланс между недопущением ограничения
конкуренции цифровыми платформами и сохранением стимулов для компаний
предоставлять качественные высокотехнологичные сервисы?
Советник
Управления по конкурентной политике Аналитического центра Софья Малых заметила, что сетевые эффекты
цифровых рынков и использование больших данных серьезно влияют на экономику.
Чаще всего это влияние оказывается двойственным.
«Наличие
сетевых эффектов, с одной стороны, является дополнительным барьером для входа
на рынок, с другой – облегчает компаниям доступ к потребителям
через платформу, – пояснила спикер. – Использование больших данных о действиях
покупателей дает компаниям рыночную власть, но и позволяет им
улучшать качество предлагаемых продуктов либо создавать персонализированные
предложения».
Поэтому
необходим взвешенный анализ как отрицательных, так и положительных
экономических эффектов от реализации практик платформ, признаваемых
антиконкурентными, подчеркнула она.
Софья
Малых рассказала, что при экономическом анализе цифровой платформы оцениваются
ее функционал, договорные отношения, а также проводится опрос участников. Особенность
такого анализа в том, что он касается всех сторон платформы:
функциональные характеристики, потребительские свойства рассматриваются с точки
зрения как спроса, так и предложения. Кроме того, выявляются прямые и косвенные
сетевые эффекты, связывающие эти стороны, добавила эксперт.
Участники
обсуждения не обошли вниманием важный для бизнеса вопрос: какие
критерии определения доминирующего положения будут использоваться
по отношению к владельцам-платформам. Поскольку практически все рынки
сегодня так или иначе связаны с платформенными решениями и сбором
больших данных, компаниям надо понимать, в каких случаях к ним будет
применяться конструкция цифрового доминирования и они попадут под прицел
антимонопольного контроля на предмет возможных злоупотреблений.
Было
отмечено, что сетевые эффекты, как и большая доля компании в «цифре»,
сами по себе не указывают на наличие рыночной власти и не служат
барьером для новых платформенных решений. Гибкие онлайн-рынки легко и быстро
меняются, а потребители товаров и услуг – переключаются с одной
платформы на другую.
О том,
какие количественно-качественные характеристики рыночной власти планируется
закрепить в пятом антимонопольном пакете, который сейчас активно
обсуждается на площадке Правительства РФ, рассказал начальник
Правового управления ФАС России Артем Молчанов.
По его
словам, при анализе рынков с платформами обязательно нужно учитывать
такой качественный критерий, как сетевые эффекты. Введение этого нового
показателя для определения рыночной власти позволит усовершенствовать
методологию анализа состояния конкуренции на цифровых рынках.
Кроме
того, при оценке таких эффектов в том понимании, которое сегодня
заложено в пятом пакете (усиление влияния на товарные рынки благодаря
количеству продавцов и покупателей), следует также принимать
во внимание эффект масштаба. Сетевой эффект будет таковым в случае,
когда достигнет определенного масштаба и позволит использовать и реализовывать
рыночную власть.
«При этом,
обсуждая пятый антимонопольный пакет, мы понимаем, что ограничиваться
качественным критерием нельзя. Конечно, необходимо предусмотреть и количественные
показатели для установления доминирования по аналогии с общим
подходом, который применяется в антимонопольном регулировании», –
отметил выступающий.
Он не согласился
с мнением, что доработки Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении
Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее –
Приказ № 220) будет достаточно, чтобы бизнес мог оценить возможные риски
по злоупотреблению на цифровых рынках и предупредить их, а антимонопольное
ведомство – предотвратить.
«Такой вариант
нельзя назвать правильным. Без введения соответствующих положений в Закон
о защите конкуренции1 у нас не будет возможности правильно описать в подзаконном
акте методологию», – объяснил спикер.
Вместе с тем
он однозначно поддержал предложение проработать саму методологию: «Порядок
анализа состояния конкуренции в действующем виде даже после внесения
поправок в закон не позволит эффективно определять рыночную власть и возможность
воздействия цифровых платформ на товарные рынки».
Другой
вопрос, какой путь выбрать: разрабатывать нормативную базу для такого
анализа в виде новой методологии либо встраивать ее в виде набора
инструментов для диджитал-рынков в имеющуюся на основе Приказа № 220.
«Мы
исходим из того, что пока абсолютно инновационная и отличная от действующей
методика не придумана. Значит, 220-й приказ как общую методологию нужно
сохранить и дополнять методами проведения анализа с учетом специфики
цифровых рынков», – сказал Артем Молчанов, добавив, что ведомство
параллельно работает над изменениями приказа и поправками в рамках
пятого пакета.
Директор
Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексей Иванов начал свое выступление с тезиса
о том, что ставить вопрос о противостоянии антитраста развитию
платформ и ИТ-бизнеса не совсем правильно.
История
развития антимонопольного регулирования в мире показывает, что антитраст –
неотъемлемый элемент, драйвер этого развития, без него не произошло
бы такого сильного рывка на цифровых рынках.
Наоборот,
отсутствие активной антимонопольной политики – тот фактор, который влияет
на стагнацию рынка и замедляет экономическое, социальное и технологическое
развитие.
Переходя к вопросу
о необходимости обновить регулирование, спикер отметил, что в условиях
цифровой экономики оценка рыночной власти должна зависеть от множества
факторов, которые ранее не принимались во внимание: объема
контролируемых данных, сетевых эффектов, архитектуры рынка и других.
Ключевым
направлением регуляторной политики, по его мнению, станет содействие
открытости глобальных сетей и уменьшению барьеров на пути всемирного
распространения инноваций. «Новые меры антимонопольного регулирования должны
учитывать особенности цифровой экономики, сочетаться с другими
компонентами, такими как контроль за персональными данными и финансовыми
рынками», – считает Алексей Иванов.
При подготовке материала
использована информация Аналитического центра при Правительстве РФ
________________
1 Федеральный закон
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».