27 февраля
2020 г. прошло очередное заседание Антимонопольного клуба, организованного
журналом «Конкуренция и право». Участники встречи обсудили темы, которые находятся
на острие антимонопольной повестки: антикартельный пакет законопроектов ФАС
России, а также практику взаимодействия антимонопольного и правоохранительных
органов при расследовании уголовных дел о картелях.
О
ключевых нововведениях, которые предлагаются пакетом поправок, рассказала
модератор встречи главный эксперт журнала Елена Соколовская.
Она назвала наиболее дискуссионные инициативы: наделение ФАС России правом
проводить выемку документов и предметов, получать материалы оперативно-разыскной
деятельности, а также правом доступа к персональным данным
и сведениям об абонентах услуг связи.
«Вокруг антикартельного пакета много
надуманных опасений и мифов, – отметил начальник Управления
по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев, поясняя расширение полномочий антимонопольного
ведомства. – При этом предлагаемые инициативы нужно рассматривать в общем
контексте с другими нормами действующего законодательства».
Спикер привел пример: обсуждая вопрос о праве
ФАС России проводить выемку, следует помнить о ст. 27.10 КоАП РФ,
где поименованы все контролирующие органы, которые имеют право изымать вещи и документы,
имеющие значение доказательств по делам об административных
правонарушениях. «Мы не придумываем себе новое право, а предлагаем использовать
целесообразно и разумно то право, которое уже есть», – подчеркнул он,
говоря о первом мифе.
Кроме того, добавил Андрей Тенишев,
в разработанных поправках максимально детально зафиксированы
процессуальные гарантии для лиц, в отношении которых производится
выемка, с точки зрения механизмов возврата изъятого имущества и обжалования
действий антимонопольного органа.
Второй миф, по его словам, состоит
в том, что ФАС России якобы хочет получить полномочия проводить оперативно-разыскные
мероприятия. «Этого нет, мы не собираемся получать право на проведение
ОРМ. Мы предлагаем добавить антимонопольную службу наряду с ФНС России в перечень
получателей информации от органов, которые проводят подобные мероприятия, –
уточнил выступающий. – Причем речь идет только о делах, когда есть признаки
уголовно наказуемого картеля, а в поправках говорится исключительно о праве,
а не обязанности правоохранительных органов передавать нам результаты
оперативно-разыскных мероприятий после того, как материалы рассекречены».
Третьим мифом начальник Управления
по борьбе с картелями ФАС России назвал то, что предусмотренное
поправками право антимонопольного органа получать данные об абонентах услуг
связи посягает на охраняемую Конституцией РФ тайну переписки
и телефонных переговоров. «Электронный формат системы закупок
и мобильный Интернет активно развиваются. Заявки могут подаваться недобросовестными
участниками торгов посредством мобильных устройств. Более того, с помощью
таких устройств управляемые компаниями аукционные роботы и компьютерные
программы реализуют сговоры. Без права получать данные о юридических
лицах – абонентах услуг связи мы не будем знать, кто выходил с мобильных
устройств на электронные торговые площадки, где проходят публичные торги,
и можем утратить антимонопольный контроль над распределением порядка 30
триллионов рублей. Таков ежегодный объем закупок. А это почти четверть ВВП
страны», – предостерег он.
Модератор встречи обратила внимание на еще
один момент, который вызывает озабоченность бизнеса: поправками предусмотрен новый
квалифицированный состав в ст. 178 УК РФ с повышенной уголовной
ответственностью для топ-менеджмента компаний. «Для чего вводится
этот состав и целесообразен ли такой подход, когда уголовная
ответственность ставится в зависимость от позиции, которую занимает
лицо в органах управления компании?» – спросила она Андрея Тенишева.
По его словам, общественная опасность
картелей, организованных на уровне акционеров и руководителей бизнеса,
однозначно выше. Это уже не просто экономическое поведение, а корпоративная
политика всей компании, пояснил он и добавил: «Мы не вводим новую
ответственность в УК РФ, а дифференцируем существующую в отношении
менеджеров и топ-менеджмента компаний. Причем такая конструкция –
спецответственность для спецсубъектов – не нова для уголовного
законодательства».
Важно понимать, подчеркнул начальник
Управления по борьбе с картелями ФАС России, что руководители и владельцы
бизнеса могут быть привлечены к уголовной ответственности только при наличии
прямого умысла виновного, а не за сам факт того, что они занимают
такую позицию. На вопрос аудитории, может ли лицо, ответственное в компании
за антимонопольный комплаенс, получить уголовное наказание в случае
установления факта картеля, Андрей Тенишев ответил: «Лицо не может
быть привлечено к уголовной ответственности только в силу занятия им
должности комплаенс-офицера. Здесь действует то же правило: его вина в совершении
преступления и прямой умысел».
Кроме того, участники Антимонопольного
клуба обсудили основные цели и задачи Межведомственной программы по выявлению
и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019–2023 гг.
(далее – Межведомственная программа), а также разработанные во исполнение
программы методрекомендации об организации взаимодействия ФАС России с правоохранительными
органами по раскрытию и расследованию преступлений по ст. 178
УК РФ.
Заместитель начальника Управления по борьбе
с картелями ФАС России Антон Тесленко обозначил главные задачи Межведомственной программы:
- организация
взаимодействия с правоохранительными органами при выявлении и доказывании
картелей;
- повышение эффективности
исполнительного производства по делам о взыскании штрафов за антимонопольные
нарушения;
- снижение
количества антимонопольных дел, где доход участников картелей составляет менее
50 млн руб.;
- профилактика и превенция
антимонопольных нарушений.
В рамках этой программы ФАС России
разработала Методические рекомендации для правоохранительных органов по раскрытию
и расследованию картелей. Этот документ не нужно воспринимать как обязательное
для исполнения руководство к действию для следователей, заверил
спикер. По его словам, разработанные рекомендации – это обобщение многолетней
практики расследования картельных дел и опыта взаимодействия антимонопольного
и правоохранительных органов по их раскрытию.
«Документ призван помочь в правильной
квалификации подобных преступных деяний, а также разрешить вопросы,
возникающие в ходе расследования картелей. Например, вопрос об определении
и разграничении процессуального статуса должностного лица антимонопольного
органа, привлекаемого для участия в деле, который в зависимости
от ситуации может выступать либо свидетелем по делу, либо
специалистом, обладающим спецпознаниями», – подчеркнул Антон Тесленко.
Участники встречи также обсудили, целесообразно
ли закреплять норму о получении предварительного заключения
антимонопольного органа до возбуждения уголовного дела. По словам
Андрея Тенишева, подобные инициативы уже выдвигались ФНС России в рамках
расследований налоговых преступлений, но не получили поддержки. «Мы
не можем ограничивать процессуальную самостоятельность следователя в вопросе
возбуждения уголовного дела, – отметил он. – Однако идея о передаче
уголовного дела по картелю в суд только после получения заключения
ФАС России представляется разумной. Но для этого нужны поправки в УПК РФ».
Подготовили
Оксана
Бодрягина,
шеф-редактор
журнала «Конкуренция и право»,
Юлия Терешко,
эксперт
журнала «Конкуренция и право»
Репортажи с других заседаний Антимонопольного клуба
вы можете прочесть здесь: