Цифровые
антимонопольные нарушения более опасны для общества, чем нецифровые? Допускает
ли действующее законодательство применение уголовной ответственности к разработчикам
вредоносных для конкуренции программ? Насколько мы близки к переходу
от электронных торговых площадок к цифровым? Эти вопросы 20 ноября
2019 г. обсудили участники пятого по счету заседания Антимонопольного
клуба под эгидой журнала «Конкуренция и право».
С цифровизацией
экономических процессов трансформируются и способы
совершения антимонопольных нарушений. Все чаще антиконкурентные соглашения,
незаконная координация экономической деятельности осуществляются с помощью специальных роботов, ценовых алгоритмов и других программных модулей. Современные технологии позволяют
недобросовестным участникам рынка лишь задавать параметры желаемого сговора и полностью перепоручать
машинам его реализацию. Но это
не весь арсенал нарушителей.
По словам
модератора встречи главного эксперта журнала «Конкуренция и право» Елены Соколовской, к цифровым нарушениям
также можно отнести ограничение конкуренции администраторами электронных
торговых площадок (ЭТП), хакерские атаки на участников закупок, на сервер
ЭТП, например DDoS-атаки. «Цифровые вызовы требуют как изменений некоторых норм
антимонопольного законодательства, так и освоения регулятором новых
методов выявления подобных нарушений», – заметила модератор. При этом
в расследовании нарушений, совершенных посредством высоких технологий,
антимонопольный орган прибегает к помощи сторонних организаций, в том
числе операторов ЭТП и компаний, обладающих специальным программным
обеспечением и проводящих новые виды высокотехнологичных экспертиз.
Изменилась
ли природа нарушений в цифровую эпоху, как антимонопольное ведомство
оценивает степень их общественной опасности и какие методы выявления
антиконкурентного поведения использует?
Начальник
Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев подчеркнул, что пока сущность
антимонопольных правонарушений не меняется, меняются способы их совершения
и оставляемые в объективном мире следы. «Вчера лицо, участвуя в торгах
и вступая в картельный сговор, устанавливало соответствующие настройки
вручную, сегодня – при помощи специальных компьютерных программ. Но в ближайшем будущем нам надо
всерьез задуматься над тем, что в современном стремительно меняющемся
мире определение картеля не может оставаться догмой. И вполне
возможно, что завтра картель с целью искусственного формирования
потребительского спроса или незаконного обмена большими данными будет так же
опасен для экономики, как ценовой сговор, и потребует запрета per se», – отметил он.
По его словам,
пока рано утверждать, что общественная опасность цифровых антимонопольных
нарушений выше, чем нецифровых: «Мы изучаем это явление. Хотя нельзя отрицать,
что компьютеризированная форма упрощает процесс их совершения. А некоторые
из них становятся возможны только с помощью „цифры“».
«Пока ФАС
России не собирается вносить поправку в КоАП РФ, рассматривающую
совершение антимонопольного нарушения с помощью цифровой программы как
отягчающее обстоятельство в силу большей общественной опасности. Прежде
чем регулировать, надо тщательно изучить это явление. Пока у нас недостаточно
практики. А повышенная общественная опасность таких деяний учитывается
существующими оборотными штрафами. С помощью цифровых инструментов картель
достиг большего успеха и получил больший доход, соответственно, оборотный
штраф будет намного выше, – пояснил Андрей Тенишев и добавил: – Что
касается изначально вредоносных для конкуренции цифровых программ, то на этот
общественно опасный инструмент нужно устанавливать запрет в антимонопольном
законодательстве и за введение в оборот и использование
таких программ следует наказывать».
Заместитель
начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко подробно рассказал об общей
концепции работы «Большого цифрового кота» – программы по выявлению и доказыванию
картелей. В качестве одного из главных направлений работы регулятора он назвал
расширение перечня информации для анализа и формирования доказательственной
базы, а также имеющихся баз данных.
С точки
зрения раскрытия цифровых нарушений по-прежнему остро стоит вопрос о том, можно
ли использовать сведения, которые законодательство сегодня относит к тайне
связи. «Необходимо разграничивать „чувствительную“ информацию, подлежащую
охране со стороны государства, например личная переписка между гражданами,
и иную информацию, не относящуюся к таковой, например деловая
переписка между хозяйствующими субъектами, а тем более автоматическая
переписка роботов», – считает Антон Тесленко.
О мировом
опыте разработки и внедрения скрининговых программ при выявлении
цифровых картелей рассказала начальник отдела цифровых расследований Управления
по борьбе с картелями ФАС России Фатима Кониева: «На данный момент в мире
такие программы используются в России, Южной Корее, Бразилии и Великобритании.
Самая первая была запущена в Южной Корее. В целом, несмотря на географическое
расположение стран, подобные программные модули реализуют общие подходы к поиску
подозрительного поведения на рынке и принципы работы. И это
закономерно, так как правовая природа картелей одинакова вне зависимости
от точки земного шара».
Андрей Тенишев
добавил, что, в отличие от зарубежных коллег, мы ставим перед «Большим
цифровым котом» задачу не только скрининга, но и сбора, фиксации
и анализа доказательств. «Мы понимаем, что за каждой компьютерной
программой стоит человек, и традиционные методы доказывания останутся
прежними. Необходимо научное осмысление того, в каких случаях
доказательства будет добывать человек, а в каких компьютерная программа.
Нам всерьез надо задуматься о создании такого научного направления, как
антимонопольная криминалистика», – заключил он.
Далее
участники встречи перешли к вопросу о правилах антимонопольного регулирования
онлайн-торговли. Старший юрист «Пепеляев Групп» Ольга Протченко отметила, что развитие онлайн-торговли неизбежно
меняет условия дистрибьюторских договоров. Производители пытаются влиять на цены
перепродажи онлайн и осуществлять их мониторинг при помощи
алгоритмов, включать условия о паритете цен, запрете продаж и рекламы
в Интернете, использования сторонних платформ, сайтов сравнения цен, применять
практики геоблокинга и геодискриминации. Правовая оценка подобных практик,
по ее мнению, осложняется тем, что в этой сфере пока нет специального
регулирования, разъяснений ФАС России и правоприменительной практики.
С докладом
о перспективах уголовно-правовой оценки деяний, связанных с разработкой
и использованием программных модулей, противодействующих конкуренции, выступил заместитель начальника Управления
экспертизы результатов мероприятий по информатизации Департамента
экспертиз ФГБУ «ЦЭКИ»,
доцент кафедры юриспруденции, интеллектуальной
собственности и судебной экспертизы МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Яковлев. По его мнению, действующее
законодательство допускает применение уголовной ответственности к разработчикам
таких программ – аукционных роботов, специально созданных с целью
совершения неправомерных деяний. При квалификации цифровых преступлений
следует руководствоваться нормативными правовыми актами, раскрывающими такие
понятия,
как «информация», «информационные технологии», «информационная
система», «доступ к информации» и т. д. В частности,
Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации».
Выступающий
отметил, что в УК РФ есть составы преступлений, применимые,
на его взгляд, для правовой оценки использования специальных программ в
целях противодействия конкуренции: ст. 273 «Создание, использование
и распространение вредоносных компьютерных программ» и ст. 274
«Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи
компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей».
«А
если бы законодатель перевел ЭТП в разряд государственных – ГИС – и отнес их вместе с информацией о закупках
к критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, то можно
было бы применять и статью 274.1 УК РФ о неправомерном
воздействии на такую критическую инфраструктуру», – сказал
Алексей Яковлев.
Директор
проектов, руководитель Электронного университета ЗАО «Сбербанк-АСТ» Бетал Бижоев рассказал о работе
автоматизированной системы торгов «Сбербанк-АСТ». По его словам, сегодня
бизнес-процессы заказчиков и поставщиков трансформируются в электронный
формат. Вследствие чего ЭТП преобразуются в ЦТП – цифровые торговые
площадки. «Разработчики торговых площадок стремятся к автоматизации
процесса участия в торгах. Например, уже сейчас с помощью программы АСТ
„Сбербанк-АСТ“ можно проверить заявку участника по двум параметрам. В перспективе – полностью автоматизировать этот этап. Успешная проверка заявки программой сделает
невозможным ее отклонение заказчиком по причине несоответствия
законодательству и положениям о закупке», – добавил он.
Завершая
встречу Антимонопольного клуба, Елена Соколовская выразила надежду, что не урегулированные
на уровне законодательства вопросы будут решены в ближайшее время. Это
сделает правила игры более понятными и прозрачными для участников
рынка, а также снизит количество нарушений в «цифре».
Подготовила
Юлия Терешко,
эксперт
журнала «Конкуренция и право»

