Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  Четвертый антимонопольный пакет. Режим ожидания
Четвертый антимонопольный пакет. Режим ожидания

Российское антимонопольное законодательство уже несколько лет находится в стадии реформирования. Сейчас вновь ожидаются серьезные изменения, которые планируется оформить в очередной антимонопольный пакет, на сей раз четвертый.

В настоящее время изменения сформулированы в поправках к законопроекту, прошедшему процедуру первого чтения в Государственной Думе. Единственной целью законопроекта в его первой редакции была отмена уведомительного контроля за сделками (действиями) экономической концентрации. Поправки, которые планируется рассмотреть во втором чтении в Госдуме, существенно меняют концепцию законопроекта и предусматривают ряд серьезных нововведений, не связанных с указанной целью. Именно поэтому способ их принятия вызывает справедливое недоумение и недовольство бизнес-сообщества и практикующих юристов. Остается надеяться, что они будут внесены в нижнюю палату парламента в виде отдельного законопроекта: это позволит экспертному сообществу принять активное участие в его обсуждении.

ФАС России, предложившая поправки, называет четвертый пакет либеральным, заявляя, что антимонопольное регулирование в России должно перейти из карательной сферы в сферу предупредительного надзора. Не согласимся с такой характеристикой в силу нескольких причин.

В Закон о защите конкуренции, в частности, предлагается внести поправку о том, что Правительство РФ может устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, который занимает доминирующее положение и не является при этом субъектом естественной монополии, чья доля на рынке превышает 70%.

На сегодня эти правила могут действовать в отношении товаров субъектов естественных монополий. В дальнейшем их планируется распространить и на дефицитные товары, при этом правила должны будут содержать существенные условия договоров, типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок, а также порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, указание о минимальном уровне их обеспечения и очередности предоставления доступа. Эти изменения свидетельствуют не о либерализации регулирования, а об усилении контроля за доминирующими субъектами, который может повлечь необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Предлагается также узаконить выдачу антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о злоупотреблении доминирующим положением или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией предписаний компаниям об утверждении и опубликовании правил торговой практики, обеспечивающих недискриминационный доступ к товару. В частности, антимонопольный орган предлагает, чтобы в правилах торговой практики были установлены принципы определения цены и оплаты товара, а также существенные условия договора. Опасность такого нововведения для бизнеса заключается в том, что информацией, опубликованной на сайте компании, могут воспользоваться не только потенциальные контрагенты, но и конкуренты. Более того, опубликование таких сведений может вызвать обратный эффект, а именно нарушение антимонопольного законодательства в форме картельного сговора между компанией и ее конкурентами и, соответственно, обвинения со стороны антимонопольного органа.

В ст. 11 Закона о защите конкуренции планируется внести значительные изменения. В частности, согласно поправкам картелем должны признаваться антиконкурентные соглашения не только между продавцами товара, но и между покупателями. Кроме того, предлагается распространить действие статьи на антиконкурентные соглашения по поддержанию цен на торгах между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц. В настоящее время такие соглашения не могут признаваться картелем, если участники входят в одну группу лиц по структурному основанию или если функции исполнительных органов участников – юридических лиц выполняет одно и то же лицо. Эти поправки свидетельствуют об ужесточении антимонопольного контроля за участниками рынка.

Следует упомянуть и предложение ФАС России установить предельный срок нахождения в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35% (далее – Реестр), – четыре года. Предлагаемая поправка не соответствует рекомендациям ОЭСР по улучшению конкурентного законодательства в РФ [1], согласно которым «доминирование»в деле о нарушении антимонопольного законодательства должно определяться на базе текущей информации и анализа. Указанные изменения не решают и проблему необоснованного привлечения к ответственности за злоупотребление доминирующим положением на рынке, поскольку антимонопольный орган при рассмотрении этой категории дел, как правило, опирается исключительно на данные Реестра, зачастую устаревшие и не отражающие ситуации на рынке. Чтобы решить эту проблему, необходимо законодательно закрепить, что сведения в Реестре должны быть актуализированы на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К положительным нововведениям можно отнести закрепление компетенции Президиума ФАС России. Этот орган уже функционирует в структуре центрального аппарата Службы, но статус принимаемых им решений пока не определен. Предполагается, что Президиум станет «внутренней апелляцией» по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов и начнет свою работу с 1 января 2015 г. Наделение его новыми полномочиями позволит привести к общему знаменателю практику пересмотра решений территориальных органов по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, а также постановлений о наложении штрафа. Это позволит передать такие дела центральному аппарату Службы, специализирующемуся на применении антимонопольного законодательства, и тем самым снизить нагрузку на суды. Будем надеяться, что работа Президиума ФАС России приведет к единообразному толкованию норм антимонопольного законодательства и формированию устойчивой практики его применения.

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»


Также по теме:

Руководитель ФАС России и Президент «ОПОРЫ РОССИИ» обсудили поправки в антимонопольное законодательство и госзакупки (см видео

Состоялось расширенное заседание Комитета РСПП по развитию конкуренции, на котором прошло обсуждение так  называемого «четвертого антимонопольного пакета»  

Депутаты считают, что «четвертый антимонопольный пакет» нужно вносить в виде отдельного законопроекта



[1] Рекомендации были сформулированы на заседании Комитета по конкуренции ОЭСР в июне 2013 г., на котором было вынесено заключение о готовности и способности РФ взять на себя обязательства по членству в Организации в области конкуренции.


25 ноября 2013 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.