Российское антимонопольное законодательство уже несколько
лет находится в стадии реформирования. Сейчас вновь ожидаются серьезные
изменения, которые планируется оформить в очередной антимонопольный пакет,
на сей раз четвертый.
В настоящее время изменения сформулированы в поправках
к законопроекту, прошедшему процедуру первого чтения в Государственной
Думе. Единственной целью законопроекта в его первой редакции была отмена
уведомительного контроля за сделками (действиями) экономической концентрации.
Поправки, которые планируется рассмотреть во втором чтении в Госдуме,
существенно меняют концепцию законопроекта и предусматривают ряд серьезных
нововведений, не связанных с указанной целью. Именно поэтому способ их принятия
вызывает справедливое недоумение и недовольство бизнес-сообщества и
практикующих юристов. Остается надеяться, что они будут внесены в нижнюю
палату парламента в виде отдельного законопроекта: это позволит
экспертному сообществу принять активное участие в его обсуждении.
ФАС России, предложившая поправки, называет четвертый
пакет либеральным, заявляя, что антимонопольное регулирование в России
должно перейти из карательной сферы в сферу предупредительного надзора. Не
согласимся с такой характеристикой в силу нескольких причин.
В Закон о защите конкуренции, в частности,
предлагается внести поправку о том, что Правительство РФ может
устанавливать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым
и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, который занимает доминирующее
положение и не является при этом субъектом естественной монополии, чья доля на
рынке превышает 70%.
На сегодня эти правила могут действовать в отношении
товаров субъектов естественных монополий. В дальнейшем их планируется распространить
и на дефицитные товары, при этом правила должны будут содержать существенные
условия договоров, типовые договоры о предоставлении доступа на товарный
рынок, а также порядок определения потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, указание о минимальном уровне их обеспечения и очередности
предоставления доступа. Эти изменения свидетельствуют не о либерализации
регулирования, а об усилении контроля за доминирующими субъектами, который
может повлечь необоснованное вмешательство в предпринимательскую
деятельность.
Предлагается также узаконить выдачу антимонопольным
органом по результатам рассмотрения дела о злоупотреблении доминирующим
положением или при осуществлении государственного контроля за экономической
концентрацией предписаний компаниям об утверждении и опубликовании правил
торговой практики, обеспечивающих недискриминационный доступ к товару. В частности,
антимонопольный орган предлагает, чтобы в правилах торговой практики были
установлены принципы определения цены и оплаты товара, а также существенные
условия договора. Опасность такого нововведения для бизнеса заключается в том,
что информацией, опубликованной на сайте компании, могут воспользоваться не только
потенциальные контрагенты, но и конкуренты. Более того, опубликование таких
сведений может вызвать обратный эффект, а именно нарушение антимонопольного
законодательства в форме картельного сговора между компанией и ее
конкурентами и, соответственно, обвинения со стороны антимонопольного органа.
В ст. 11 Закона о защите конкуренции
планируется внести значительные изменения. В частности, согласно поправкам
картелем должны признаваться антиконкурентные соглашения не только между
продавцами товара, но и между покупателями. Кроме того, предлагается
распространить действие статьи на антиконкурентные соглашения по поддержанию
цен на торгах между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу
лиц. В настоящее время такие соглашения не могут признаваться
картелем, если участники входят в одну группу лиц по структурному
основанию или если функции исполнительных органов участников – юридических лиц
выполняет одно и то же лицо. Эти поправки свидетельствуют об ужесточении
антимонопольного контроля за участниками рынка.
Следует упомянуть и предложение ФАС России установить
предельный срок нахождения в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю
на рынке более 35% (далее – Реестр), – четыре года. Предлагаемая поправка не соответствует
рекомендациям ОЭСР по улучшению конкурентного законодательства в РФ [1],
согласно которым «доминирование»в деле
о нарушении антимонопольного законодательства должно определяться на базе
текущей информации и анализа. Указанные изменения не решают и проблему
необоснованного привлечения к ответственности за злоупотребление
доминирующим положением на рынке, поскольку антимонопольный орган при
рассмотрении этой категории дел, как правило, опирается исключительно на данные
Реестра, зачастую устаревшие и не отражающие ситуации на рынке. Чтобы решить
эту проблему, необходимо законодательно закрепить, что сведения в Реестре
должны быть актуализированы на момент рассмотрения дела о нарушении
антимонопольного законодательства.
К положительным нововведениям можно отнести закрепление
компетенции Президиума ФАС России. Этот орган уже функционирует в структуре
центрального аппарата Службы, но статус принимаемых им решений пока не определен.
Предполагается, что Президиум станет «внутренней апелляцией» по пересмотру
решений территориальных антимонопольных органов и начнет свою работу с 1 января
2015 г. Наделение его новыми полномочиями позволит привести к общему
знаменателю практику пересмотра решений территориальных органов по делам о нарушениях
антимонопольного законодательства, а также постановлений о наложении
штрафа. Это позволит передать такие дела центральному аппарату Службы,
специализирующемуся на применении антимонопольного законодательства, и тем
самым снизить нагрузку на суды. Будем надеяться, что работа Президиума ФАС
России приведет к единообразному толкованию норм антимонопольного
законодательства и формированию устойчивой практики его применения.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала
«Конкуренция и право»
Также по теме:
Руководитель ФАС России и Президент «ОПОРЫ РОССИИ» обсудили
поправки в антимонопольное законодательство и госзакупки (см видео)
Состоялось расширенное заседание Комитета РСПП по развитию
конкуренции, на котором прошло обсуждение так называемого «четвертого антимонопольного пакета»
Депутаты считают, что «четвертый антимонопольный пакет»
нужно вносить в виде отдельного законопроекта
[1] Рекомендации были сформулированы на заседании Комитета по конкуренции ОЭСР
в июне 2013 г., на котором было вынесено заключение о готовности
и способности РФ взять на себя обязательства по членству в Организации
в области конкуренции.