Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16783
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  О монопольно высокой цене: от защиты интересов...
О монопольно высокой цене: от защиты интересов к защите конкуренции

Авторы журнала «Конкуренция и право» не раз обращались к исследованию  вопроса о монопольно высокой цене (№ 1 за 2013 г., № 2 за 2011 г.), но проблема по-прежнему требует пояснений.  Кроме указания позиции КС РФ важно обратить внимание на инициативу Правительства РФ о поправке в ст. 10 Закона о защите конкуренции. В случае внесения поправки она окажет влияние на практику применения монопольных цен.                                 

В научной литературе и в выступлениях экспертов часто отмечается тот факт, что запреты на злоупотребление доминирующим положением на практике зачастую используются не в целях обеспечения справедливых условий конкуренции на товарных рынках, а как инструмент в борьбе конкурентов. Такому положению дел способствует норма ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», позволяющая признать незаконными любые ущемляющие интересы конкретного субъекта действия, которые фактически не препятствуют конкуренции. Одним из наиболее часто вменяемых российскими антимонопольными органами хозяйствующим субъектам составов правонарушений является установление (поддержание) монопольно высоких цен. В условиях, когда не установлен принцип необходимости влияния запрещенных действий на конкуренцию, «создается едва ли не презумпция нелегальности практически любой цены, назначаемой доминирующим участником рынка, которая противоречит интересам его контрагента» [1].

Учитывая изложенное выше, заслуживает всяческой поддержки инициатива Правительства РФ по внесению изменений в антимонопольное законодательство, касающихся возбуждения дел  по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением только в случае недопущения, ограничения, устранения конкуренции или возможности наступления таких последствий [2]. Подобный подход давно признан в антимонопольном законодательстве стран с развитой практикой антитраста. Некоторые европейские подходы к доказыванию ограничения конкуренции посредством ценовых манипуляций, например, в случае намеренного уменьшения вертикально-интегрированными компаниями разницы между ценами на оптовых и розничных рынках и снижения маржи розничного конкурента (margin squeeze) [3], могут быть использованы и в российской практике.

Кроме того, было бы целесообразно уточнить в законе критерий монопольно высокой цены, основанный на понятии превышения цены над суммой необходимых расходов (издержек) и прибыли. В случаях невозможности анализа сопоставимых рынков и отсутствия соответствующих нормативных методик определения монопольно высокой цены антимонопольным органам и судам приходится ориентироваться на неопределенный критерий «необходимости».

Думается, действующая формулировка ст. 6 Федерального закона «О защите конкуренции» явно не согласуется с выраженной и неоднократно подтвержденной КС РФ правовой позицией, согласно которой конструкция нормы закона не должна приводить к нарушению общеправового критерия определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, к произвольному применению закона (Постановление КС РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П).

Борис Галеев

главный юрисконсульт Управления налогового и административного права 

дирекции по правовым вопросам «ОАО» «Газпром Нефть»


Полную версию статьи читайте в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2013 г. 

Оформить подписку:

- на сайте

- по телефону +7 (495) 649 1806

- по электронной почте podpiska@cljournal.ru



[1] См.: Авдашева С., Дзагурова Н., Крючкова П., Юсупова Г.. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений. М., 2011. С. 73. 

[2] См.: Пункт 9 Поручений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» 26 июня 2013 г., соответствующий проект закона должен быть представлен ФАС России в Правительство РФ до 5  сентября 2013 г. (http://government.ru/orders/2915). 

[3] www.konkurransetilsynet.no/ImageVaultFiles/id_5309/cf_5/Margin_Squeeze_in_the_EU.PDF 


08 августа 2013 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.