Юридическое
сообщество поддерживает инициативу Президента и Правительства РФ по усилению
мер общественного контроля за предпринимательской деятельностью, полагая, что
такой контроль, как отметил Президент РФ на Петербургском международном
экономическом форуме – 2013,
в разумных и сбалансированных пределах будет способствовать развитию российской
экономики, выступая стимулом к совершенствованию способов и методов ведения бизнеса.
В то же время юристы-эксперты выражают глубокую озабоченность предлагаемыми
способами стимулирования частной инициативы в отдельных областях регулирования.
Одним
из таких способов являются меры, направленные на усиление частной инициативы в
борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, предусмотренные Дорожной
картой развития конкуренции (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012
г.) и Планом работы ФАС на 2013-2018 гг.
Члены НП «ОКЮР» – юристы крупных компаний различных отраслей экономики обсудили механизмы
реализации Дорожной карты в части внедрения в России защиты прав и законных
интересов группы лиц в судах (групповых исков), в том числе возможности участия
юридических лиц в групповых исках, а также возможность установления убытков в
кратном размере за нарушение законодательства о защите конкуренции и создание способа
распределения взысканных с нарушителей антимонопольного законодательства сумм
убытков в пользу пострадавших лиц.
Запланированный срок разработки законопроекта по групповым искам – ноябрь
2013 г., по кратным убыткам – октябрь 2014 г.
Юристы обратили внимание на то, что обсуждаемая для внедрения в
Российской Федерации модель фактически построена на базе американской модели коллективных
исков. Однако анализ последствий показал, что ее реализация привела в США к
серьезному финансовому давлению на реальный сектор экономики. Так, в 2002 г. Совет экономических советников президента США оценил общую сумму прямых
затрат американских компаний на выплаты по искам о причинении ущерба
приблизительно в $180 млрд.
Затраты
компаний на судебные выплаты превысили вложения в наукоемкие
исследования и развитие [1]. Отмечены
случаи банкротств ответчиков по результатам участия в таких слушаниях [2].
Серьезные финансовые потери в сочетании с широкой практикой подачи коллективных
исков позволяют говорить о дополнительном «судебном налоге» на доходы компаний,
занятых производством товаров и услуг и формирующих в основном доходную часть
бюджета страны. Случаи злоупотреблений со стороны адвокатских фирм связаны с
очень крупными суммами, подкупом истцов, часть таких злоупотреблений завершились
уголовными преследованиями [3].
Члены НП
«ОКЮР» отметили минусы предлагаемого механизма стимулирования частных лиц,
предусматривающего:
· возможность подавать групповые иски по системе opt-out
(не желаешь участвовать – заяви об этом);
· возможность взыскивать убытки, причиненные нарушением, в кратном
размере;
· возможность присуждения «гонорара успеха» для адвокатов-представителей
(из расчета взысканной суммы, гонорар успеха взыскивается с ответчика);
· снижение стандартов доказывания убытков (вменение убытков).
В Евросоюзе обсуждаются меры по усилению роли частного
правоприменения в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, изучается
опыт США, но ни одна из стран ЕС не намерена адаптировать американскую модель коллективных
исков.
Юристы опасаются, что введение в России системы коллективных исков
за нарушение антимонопольного законодательства по американской модели приведет
к существенному ухудшению условий ведения бизнеса и снижению стимулов его
развития в России через:
1) появление
большого количества необоснованных исков против реального сектора экономики;
2) вырастут риски
предпринимательской деятельности, снизятся предпринимательская и инвестиционная
активность, что в целом крайне негативно отразится на экономике страны;
3) произойдет перераспределение
денежных средств из реального сектора экономики в пользу юридических фирм и
общественных организаций, представляющих интересы истцов по групповым искам;
4) увеличатся
издержки компаний, что в конечном счете приведет к росту цен на товары и услуги,
оказываемые населению и субъектам бизнеса (компании будут откладывать часть
средств на покрытие возможных судебных расходов и компенсаций, сокращая при
этом расходы на развитие бизнеса, финансирование социального пакета и т. д.);.
5) начнутся банкротства
предприятий, возрастет административная нагрузка на бизнес;
6) появятся новые
карательные санкции, выражающиеся в обязанности возмещения многократных
убытков, в дополнение к уже существующим «оборотным» штрафам.
С учетом специфики используемых в России
способов получения прибыли не исключено массовое применение предлагаемого
механизма в «корыстных целях» в результате «творческого подхода к применению
законодательства»:
- конкурентами может быть инициирована подача необоснованных исков,
направленных на дестабилизацию финансового положения других участников
соответствующего сегмента рынка;
- увеличится риск возникновения групп «профессиональных истцов»,
когда иски будут предъявляться с единственной целью получения материальной
выгоды, а не для защиты интересов потребителей;
- пробел в законодательном закреплении подхода расчета размера
убытков повлечет ситуацию, при которой убытки будут завышаться с целью
увеличения «гонорара успеха».
Поскольку основное количество антимонопольных дел возбуждается в отношении
крупных компаний, в том числе субъектов естественных монополий, которые, как
правило, являются компаниями с существенным государственным участием, внедрение
кратных штрафов приведет к уменьшению поступлений в государственный бюджет.
Члены НП «ОКЮР» согласились, что систему коллективных исков и частного
правоприменения в антимонопольном праве нужно развивать, но рациональный путь
такого развития – совершенствование уже существующих в России процессуальных
институтов с тщательной проработкой механизма и использованием европейского
опыта.
Юристы корпораций предложили начать широкое и
всестороннее обсуждение предлагаемых инициатив с привлечением экспертов и
заинтересованного бизнес-сообщества.
[1] Так, американская фармацевтическая компания Wyeth потратила
в 1999–2004 гг. на разбирательства по коллективным искам $25 млрд, в
исследования она за то же время вложила $19 млрд.
[2] В США примерно треть компаний, против которых подаются
коллективные иски, становятся банкротами. Так, в 1982 г. объявил себя
банкротом асбестовый гигант Johns Manville Corporation.
[3] В 2008
г. известные американские адвокаты Мелвин Вайс и Уильям
Лерак были приговорены к тюремному заключению за сговор с целью подкупа истцов
по групповым искам в акционерных спорах. Их фирма добилась выплат миллиардов
долларов по мировым соглашениям в процессах против Enron, Lucent, Tyco и других
крупнейших американских компаний. В свою защиту подсудимые заявили, что их действия
по подкупу истцов являются распространенной практикой.