Одна из причин создания Суда по интеллектуальным правам - стремление добиться большего успеха в сфере инноваций. Об этом сообщил Председатель ВАС РФ Антон Иванов, открывая конференцию «Правосудие в сфере защиты интеллектуальных прав: задачи и перспективы» в Высшем Арбитражном Суде РФ 22 апреля 2013 года. «Как Суд будет встроен в общую систему, как будет решаться вопрос о подсудности, эти проблемы еще впереди. Но то, что Суд окажет влияние на движение учения по интеллектуальным правам, бесспорно», - подчеркнул глава ВАС РФ.
Руководитель Роспатента Борис Симонов напомнил коллегам историю о том, что система интеллектуальной собственности начиналась с системы привилегий и была направлена на создание автору благоприятных условий для творчества. Так, императорский указ даровал привилегии за технологии произведения бисера и стекляруса М.В.Ломоносову. Это было сделано за семьдесят лет до появления в России первого патентного закона (1812 г., «Закон о привилегиях»).
Советник Президента РФ Вениамин Яковлев в своем докладе убедительно советовал коллегам использовать как собственный исторический опыт, так и зарубежный. По его словам, патентной столицей не только Германии, но и всей Европы по праву является Мюнхен. Большинство патентных споров рассматривается именно там. «Это именно тот суд, который может и умеет работать без экспертов и привлечения специалистов», - отметил В. Яковлев.
Обсуждение вопроса взаимодействия Суда с экспертами является одним из наиболее острым на сегодняшний день. Председатель Суда Людмила Новоселова в своих выступлениях не раз поясняла, что привлечение внешних экспертов маловероятно, в перспективе работы группа специалистов суда «сольется» со штатом судей. Судьям предстоит помимо основного образования разбираться и во многих технических областях. Вместе с тем, глава Роспатента Б.Симонов предупредил, что на скорое появление качественных кадров надеяться не следует. По опыту работы его ведомства, на их подготовку требуется не менее пяти лет.
Кроме того, Л.Новоселова обратила внимание и на достаточно сложную особенность Суда - сочетать в себе несколько инстанций. (Суд будет функционировать одновременно в качестве первой и кассационной инстанций, и его юрисдикция будет распространяться на всю территорию РФ). Между тем планируется жесткое разделение судей, которые будут рассматривать дела по инстанциям. «Надзор будут осуществлять другие лица», - заверила присутствующих Л.Новоселова.
Л.Новоселова также привела статистику рассмотрения споров в сфере интеллектуальных прав. Так, если за 2010 г. количество споров этой категории в российских судах составило около 2500, то в 2012 г. их число увеличилось вдвое. Председатель Суда выразила надежду на активное использование в работе Суда информационных технологий с тем, чтобы с помощью электронного документооборота и ресурсов онлайн снизить расходы сторон на переезды.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров подробно остановился на так называемой проблеме советских брендов. Он рассказал, что если ранее какая-то кондитерская фабрика разрабатывала шоколад, то это изобретение внедрялось и на других кондитерских фабриках. Охрана товарных знаков строилась на базе отношений государственной собственности. Сейчас все коренным образом изменилось. Необходимо считаться с правообладателем. Помимо проблемы советских товарных знаков А.Кашеваров обозначил еще одну. Многие новые компании, которые выходят на рынок, «цепляются как вагоны за локомотив» уже существующих, успешно развивающихся производителей. В качестве примера докладчик привел дело о нарушении антимонопольного законодательства, связанное со сходством этикеток «Русский СТАНДАРТ» и «Двойной СТАНДАРТ», в ходе которого компания, выпускающая второй продукт, была признана нарушившей Закон о защите конкуренции.
«Существует правило, согласно которому на отношения в области интеллектуальных прав Закон о защите конкуренции не распространяется. Между тем уже само по себе интеллектуальное право представляет собой некоторую монополию», - продолжал дискуссию Игорь Дроздов, старший вице-президент Фонда «Сколково».
По его словам, в последнее время начинает складываться практика, когда интеллектуальные монополии используются во вред, а не во благо. «В силу наличия определенных монополий мы не можем выйти на международные рынки. По сути, это означает, что российские компании не могут выйти с продуктом и рассчитывать на его самостоятельное внедрение, только на распространение», - отметил И.Дроздов. Этот вопрос в первую очередь касается IT-технологий. «С учетом этого применение антимонопольного законодательства может стать эффективным для регулирования таких правоотношений на рынке», - заключил выступающий.
Виктория Цыганкова,
журнал «Конкуренция и право»