Соответствующий проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» был одобрен на правительственном заседании 18 апреля 2013 года для внесения в Государственную Думу.
Проектом предусматривается снижение с 300 до 50 тыс. рублей минимального размера административного штрафа за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов.
Поправки подготовлены ФАС России во исполнение Постановления КС РФ от 17 января 2013 г. № 1-П. Суд, рассматривая конституционность санкции за непредставление информации антимонопольному органу (ч. 5 статьи 19.8 КоАП РФ), признал, что даже минимальный размер штрафа, предусматриваемый оспариваемой нормой, может негативно отразиться на имущественном положении некоторых юридических лиц (например, малых предприятий). В то же время законодательство не позволяет назначить им наказание ниже низшего предела, с учетом их имущественного и финансового положения. В результате административная санкция может превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Исходя из этого, указал КС РФ, оспариваемая норма не позволяет во всех случаях и в полной мере обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания, тем самым, она противоречит Конституции РФ.
Конституционный Суд потребовал от федерального законодателя внести в КоАП необходимые изменения, которые бы позволили назначать наказание за данное нарушение антимонопольного законодательства с учетом всех обстоятельств дела.
Поправка, по словам начальника Правового управления ФАС России Сергея Пузыревского, которые приводятся на сайте ФАС России, позволит при назначении наказания учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значения для дела существенные обстоятельства и тем самым – обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Журнал «Конкуренция и право»