ФАС России выпустила «методичку» о порядке прекращения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения» следует учитывать характер совершенного правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, а также отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений, отмечает антимонопольное ведомство.
В практике антимонопольных органов ФАС России предлагает исходить из следующего.
Нарушение порядка и сроков представления в антимонопольный орган ходатайств представляет угрозу общественным отношениям в сфере антимонопольного контроля, поскольку затрудняет возможности осуществления такого контроля. Указанные нарушения, говорится в рекомендациях ФАС России, как правило, не должны быть квалифицированы в качестве малозначительных. Следовательно, лица, совершившие подобные нарушения, не должны быть освобождены от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, нарушения порядка и сроков представления уведомлений могут быть в отдельных случаях квалифицированы в качестве малозначительных с учетом конкретных обстоятельств дела (например, незначительный (до 15 дней включительно) пропуск установленного законом срока представления уведомлений).
Представление вместе с ходатайством или уведомлением недостоверных сведений о группе лиц также создает угрозу общественным отношениям в сфере антимонопольного контроля экономической концентрации. Учитывая, поясняет ФАС России, что сообщение недостоверных сведений о группе лиц может привести к принятию необоснованного решения, такое правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного. Если речь идет о представлении неполных сведений о группе лиц (а именно - не представлена информация о лице, которая не имеет значения для принятия антимонопольными органами решения по рассматриваемой сделке, совершенной в уведомительном порядке), то такие обстоятельства могут быть квалифицированы в качестве оснований для признания малозначительности совершенного административного правонарушении.
Согласно рекомендациям рассчитывать на освобождение от административной ответственности по малозначительности не придется и при непредставлении сведений по запросу антимонопольного органа.
При этом ФАС России поясняет, что в случае освобождения юридического лица, совершившего правонарушение, от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ следует решить вопрос об освобождении от административной ответственности за данное правонарушение и физического лица.
Журнал «Конкуренция и право»