20 июня 2012 г. состоялось обсуждение проекта постановления Пленума ВАС РФ о практике применения Закона о рекламе. Последние разъяснения высшей арбитражной инстанции, посвященные рекламной деятельности, датированы, можно сказать, прошлым веком. В далеком 1998 году Президиум ВАС РФ выпустил соответствующее информационное письмо N 37. Поэтому готовящийся сейчас проект давно ожидаем. Тем более в свете представленной недавно ФАС России статистики об увеличении нарушений в сфере рекламы.
Разъясняется порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. Этот срок, указывает ВАС РФ, начинает течь с момента совершения правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.
Даются пояснения по поводу контррекламы. Речь идет о праве антимонопольного органа в случае установления факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания обратиться в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении такой рекламы (контррекламы). Причем за недостоверность правонарушитель платит из своего кармана. Сейчас проект предусматривает два варианта разъяснений. В одном случае заставить потратиться на контррекламу можно, если антимонопольный орган докажет, что недостоверная реклама ответчика нарушила или могла нарушить права и интересы третьих ли, в другом случае об обязанности антимонопольщиков представлять эти доказательства не говорится.
Уточняются вопросы использования в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один». Сравнение должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому оно осуществляется и который имеет объективное подтверждение. В отсутствие последнего реклама будет считаться недостоверной.
Субъектами административной ответственности за нарушения Закона о рекламе могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом, отмечается в проекте постановления, одно лицо может быть признано одновременно и рекламодателем, и рекламопроизводителем, и рекламораспространителем. В этом случае такое лицо подлежит привлечению к ответственности отдельно за правонарушения, совершенные в каждом из этих трех статусов.
ВАС РФ напоминает рекламораспространителям о необходимости проявлять должную осмотрительность и осторожность. В противном случае, он может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной или недостоверной рекламы наряду с рекламодателем.
Кроме того, ВАС РФ дает арбитражным судам разъяснения, касающиеся установки и демонтажа рекламных конструкций, рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов, а также рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.
Журнал «Конкуренция и право»