Минтруд России опубликовал Методические рекомендации по
выявлению личной заинтересованности при закупках в соответствии с законами №
44-ФЗ и № 223-ФЗ. Задача документа – организация в компаниях работы,
направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении
закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Напомним, что на
законодательном уровне установлено требование об обеспечении отсутствия
конфликта интересов между участником закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона
№ 44-ФЗ). Последствия несоблюдения этого требования участниками закупки
достаточно серьезны.
Согласно Обзору
судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч.
1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), государственный
(муниципальный) контракт, заключенный при наличии конфликта интересов между
победителем торгов и заказчиком, ничтожен.
Кроме того, все
организации, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и
принимать меры противодействия коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). В их число входят меры,
направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
В рассматриваемых
Методических рекомендациях предложен алгоритм организации работы, направленной
на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок.
Предусмотрено, что деятельность подразделений компании по профилактике
коррупционных и иных правонарушений в зависимости от условий осуществления
возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические и
аналитические мероприятия.
К профилактическим
относятся мероприятия, направленные:
- на определение
перечня должностей, при замещении которых работники обязаны представлять
сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
(если применимо);
- проведение
консультативно-методических совещаний для информирования работников,
участвующих в осуществлении закупок, о положениях законодательства РФ о
противодействии коррупции, в том числе с ежегодной добровольной оценкой знаний.
Аналитическая
работа предполагает:
- анализ имеющейся в
распоряжении органа (организации) информации, способствующей выявлению личной
заинтересованности;
- формирование
профиля работника, участвующего в закупочной деятельности;
- формирование
профиля участников закупок;
- перекрестный анализ
сформированных указанных профилей для выявления личной заинтересованности.
Комплексное
проведение перечисленных мероприятий должно положительно повлиять на снижение
количества коррупционных правонарушений в сфере закупок, а также снизить риски
привлечения организации и ее должностных лиц к ответственности за коррупционные
проявления.
Методические
рекомендации ориентированы на работников (служащих) на стороне закупщика, для
которых законодательство предусматривает ответственность за несоблюдение
антикоррупционных правил (в частности, увольнение на основании п. 7.1 ч. 1 ст.
81 Трудового кодекса РФ).
В то же время для
компаний-поставщиков трудовое законодательство (за исключением ряда случаев) не
предусматривает оснований для применения к работникам дисциплинарных мер за
нарушение антикоррупционного регулирования. На практике это означает, что
работник поставщика, допустивший нарушение законодательства о закупках и
создавший для компании существенные риски, зачастую не может быть ни уволен, ни
даже подвергнут дисциплинарному взысканию в форме выговора.
Чтобы наделить
работодателя инструментами дисциплинарного воздействия на сотрудников, рекомендуем:
- разработать
локальные нормативные акты (политики и/или должностные инструкции), детально
регламентирующие обязанности работников в сфере противодействия коррупции, в
том числе с учетом новых Методических рекомендаций;
- регулярно проводить
тренинги, разъясняющие положения указанных локальных нормативных актов, в
частности правила участия в закупках, виды конфликтов интересов и т. п.
Эксперты
«Пепеляев Групп»