Госдума приняла в
первом чтении законопроекты о введении для российских производителей квот при
закупках. Расскажем о ключевых нововведениях и возможных последствиях этой
инициативы для рынка.
В условиях кризиса
органы государственной власти разрабатывают протекционистские меры по изменению
законодательного регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок,
а также закупок отдельными видами юридических лиц с целью ориентировать
деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции на постоянной
основе.
Правительство РФ
внесло в Госдуму два законопроекта:
- № 969960-7 «О внесении изменений в
Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»;
- № 970027-7 «О внесении изменений в
статью 3 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц“».
23 июня 2020 г. оба
проекта приняты в первом чтении.
UPD: законы подписаны, см. федеральные законы от 31.07.2020 № 249-ФЗ и № 250-ФЗ.
Изменения полномочий Правительства РФ в
части установления квот на закупки
В целях обеспечения
национальной безопасности Правительство РФ определяет от общего годового объема
минимальную долю закупок государственными и муниципальными заказчиками товаров
(работ, услуг) и заказчиками – юридическими лицами товаров, произведенных в государствах
Евразийского экономического союза. Перечень товаров (работ, услуг), на которые
будет распространяться норма о квотировании, также утверждает Правительство РФ.
Проекты
правительственных нормативных правовых актов по порядку квотирования закупок
российских товаров находятся в разработке. При подготовке постановлений учтены
возможности российской промышленности и особенности каждой отрасли. По словам
представителей Минэкономразвития России, отраслевые квоты не должны приводить к завышению
цен и поставкам товаров низкого качества.
Кроме того, предлагается установить
обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая
радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию
машиностроения и здравоохранения, поскольку стимулирование данных отраслей
повышает технологическую устойчивость экономики в целом.
Положения законопроектов
направлены на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе в рамках диверсификации
организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска
высокотехнологичной гражданской продукции.
Поправки к законам
№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ аналогичным образом предусматривают полномочия Правительства
РФ по определению:
- требования к
содержанию и форме отчета о выполнении заказчиком минимальной доли закупок, а
также порядок его подготовки и размещения в Единой информационной системе;
- требования к
содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли
закупок, а также порядок его подготовки и размещения в ЕИС;
- уполномоченного
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оценку выполнения
заказчиком минимальной доли закупок.
Кроме того, законопроект
к Закону № 44-ФЗ включает в перечень полномочий кабмина возможность
определения:
- порядка
использования ЕИС для оценки выполнения государственным и муниципальным
заказчиком минимальной доли закупок;
- случаев, порядка и
последствий проведения оценки выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а
также показателей оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Порядок и особенности осуществления закупок
для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок
Законопроект к Закону
№ 44-ФЗ устанавливает порядок выполнения государственными и муниципальными
заказчиками минимальной доли закупок и особенности определения начальной
(максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным
поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы,
услуги на основе указанных характеристик товара, произведенного в государстве ЕАЭС.
Этот же законопроект
вводит статью об особенностях осуществления закупок для целей достижения
заказчиком минимальной доли закупок. Для выполнения обязанности по
осуществлению закупки товаров с учетом соответствующих требований Правительства
РФ заказчик устанавливает:
- ограничение в отношении товара (работы, услуги), иностранных государств (за
исключением государств ЕАЭС) в извещении об осуществлении закупки, в
документации о закупке, в приглашении принять участие в определении поставщика
(подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
- в
контракте обязанность поставщика поставить товар (работу, услугу),
произведенный в государстве ЕАЭС, при осуществлении закупки у единственного
поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с предусмотренными ч. 1 ст.
93 Закона № 44-ФЗ случаями.
Если на участие в
закупке не будет подано ни одной заявки с товарами (работами, услугами) от
государств ЕАЭС, заказчик обязан будет признать ее несостоявшейся, а также при
необходимости внести изменения в план-график и осуществить повторное определение
поставщика либо новую закупку.
Закупать
иностранные товары и услуги можно будет только в том случае, если по итогам
продления срока подачи заявок на участие в закупке опять не будет подано заявок
с российскими товарами и услугами.
По итогам года
заказчик обязан составить отчет об объеме закупок товаров и до 1 апреля года,
следующего за отчетным, разместить такой отчет в ЕИС. Если по итогам года объем
закупок товаров (работ, услуг) от государств ЕАЭС не соответствует минимальной
доле закупок, заказчик обязан вместе с отчетом разместить в ЕИС обоснование
невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Соответственно,
заказчик должен будет ежегодно выполнять установленную для него минимальную
долю закупок. В случае невыполнения заказчиком этого требования он должен будет
отчитываться о причинах его невыполнения.
Предложенные
поправки повлекут удлинение процедуры осуществления закупок и усложнение
процедуры закупки товаров иностранного производства. Как иностранным, так и
российским участникам рынка следует учитывать это при планировании деятельности
на территории РФ.
Рекомендации
1. Следите за предпринимаемыми
государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными
участниками рынка.
2. Учитывайте потенциальные
изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при
осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения
антимонопольного законодательства.
3. Оценивайте коммерческие решения
компании, касающиеся достижения заказчиком минимальной доли закупок, на предмет
их экономической обоснованности и соответствия законодательству.
4. Обратите повышенное внимание на
выстраивание коммерческих отношений с российскими и иностранными поставщиками
при осуществлении закупок.
5. Рассмотрите возможность
принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного
законодательства.
Антимонопольная
практика «Пепеляев Групп»