|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
Кризис
обострил необходимость более эффективно применять антимонопольные меры в случаях,
когда допущены нарушения в социально значимых сферах, таких как
фармацевтика и здравоохранение. Особенно актуальна проблема недобросовестного
поведения игроков этих рынков на фоне тяжелой эпидемиологической
обстановки. Такие нарушения, обусловленные возросшей потребностью
в определенных категориях товаров и услуг, ФАС России держит на карандаше.
Отметим
два громких дела из недавней практики регулятора.
В марте ФАС России возбудила дело по признакам
нарушения ч. 6 ст. 24 Федерального
закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ
«О рекламе» в связи
с использованием на радиостанциях
недостоверной рекламы препарата «Арбидол» как терапевтического средства
от коронавирусной инфекции COVID-19. Содержащиеся в рекламе сведения об активности
«Арбидола» против коронавируса выходили за пределы показаний, указанных в инструкции
к применению.
В апреле по схожим
обстоятельствам начато расследование с целью выявления признаков недобросовестной конкуренции в форме
введения в заблуждение путем распространения недостоверных сведений о лекарственном
препарате «Аллокин-альфа». На сайте,
посвященном лекарству, распространялась информация о его эффективности при профилактике
и лечении коронавируса. Однако
действенность препарата для лечения COVID-19
не подтверждена ни клиническими испытаниями, ни инструкцией
по его
применению.
Сейчас рынок
лекарственных средств расширяется, конкуренция на нем усиливается:
коронавирус дал повод для использования маркетинговых стратегий,
с помощью которых производители пытаются подчеркнуть уникальность
и преимущества своей продукции. В подобных заявлениях часто гарантируются
безопасность препарата или наилучший результат его применения в профилактике
и лечении этой инфекции.
Сведения об эффективности
помогают компании-производителю охватить наибольший круг потенциальных потребителей
и таким образом улучшить сбыт. При этом недобросовестное поведение
не только плохо влияет на конкурентную среду, но и может
нанести вред покупателям из-за непредсказуемого действия препарата.
Выходящие
за пределы указанных в инструкции свойств и характеристик утверждения, что применение
конкретного препарата дает положительный лечебный эффект, – неприемлемая
форма манипулирования спросом.
Регулятор
тщательно следит как за ценами на социально значимую продукцию,
включая лекарства и медизделия, так и за добросовестностью
маркетинговых политик по продвижению товаров. Бизнесу следует понимать
возрастающие риски привлечения к ответственности и учитывать их
в рекламных кампаниях.
Реклама лекарств должна быть достоверной и соответствовать данным,
полученным в результате клинических исследований. Заявленные свойства не могут
выходить за пределы показаний в инструкции по применению. Кроме
того, подобная реклама
не должна гарантировать положительное действие и эффективность
препаратов.
С самой инфекцией
борются медицинские учреждения,
а вот с ее
правовыми последствиями –
правоприменительные органы, в том
числе ФАС России. Как свидетельствует практика, антимонопольное ведомство
своевременно реагирует на нарушения, совершаемые в кризисных
обстоятельствах, особенно в сферах, наиболее подверженных риску
противоправного поведения.