Расскажем о пяти
блоках изменений Закона № 44-ФЗ, принятых в связи со сложной эпидемиологической
обстановкой, вызванной распространением коронавируса, а также о проектируемых поправках.
Упрощение порядка осуществления
закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных
ситуаций
ФАС России в письме
от 18.03.2020 № ИА/21684/20 признала пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы
(форс-мажором), которое необходимо учитывать при рассмотрении жалоб, дел
об административных правонарушениях, обращений о включении в Реестр недобросовестных
поставщиков, проведении проверок.
Кроме того, в письме указывается, что на основании п.
9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе проводить закупки у единственного
поставщика (подрядчика, исполнителя), при
условии причинно-следственной связи между действиями по профилактике,
предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавируса и предметом
закупки.
19 марта 2020 г. Минфин России опубликовал письмо № 24-06-06/21324 «Об
осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при
введении режима повышенной готовности», в котором министерство также:
- приходит к выводу, что распространение коронавируса
носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством
непреодолимой силы;
- подтверждает право осуществить закупку у единственного
поставщика;
- указывает, что условие об отсутствии закупаемых
товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания
гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, не
применяется1.
Более подробные разъяснения содержатся в Федеральном законе от 01.04.2020 №
98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее
– Закон № 98-ФЗ), который урегулирует отношения, возникающие в связи с
необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением
новой коронавирусной инфекции. Закон предусматривает следующие изменения в
отношении порядка осуществления закупок:
- предварительный отбор больше не является исключением
для комиссии по осуществлению закупок при проверке соответствия участников
закупки отдельным положениям закона. Процедура предварительного отбора показала
свою неэффективность в вопросе закупок в условиях ЧС, в связи с чем принято
решение отказаться от нее в сложившихся условиях;
- утрачивают силу нормы о порядке подачи заявок для
участия в предварительном отборе участников закупки в целях оказания
гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного
характера;
- закупка у единственного поставщика стала возможной
также для предупреждения (то есть при введении режима повышенной готовности) и
(или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи;
- при этом заказчик вправе осуществить закупку товара,
работы, услуги в необходимом количестве и объеме, если нецелесообразно применение
конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени;
- федеральным органам исполнительной власти позволяется заключать
контракты с единственным поставщиком в целях выполнения специальных задач по
обеспечению обороны и безопасности государства;
- по 31 декабря 2020 г. Правительству РФ разрешено использовать
основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в Законе № 44-ФЗ.
Кроме того, значительно
упростили проведение «особых» закупок в сфере строительства в заключительных
положениях Закона № 44-ФЗ:
- исключено условие о том, что эта норма распространяется
только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых
в рамках национальных проектов;
- правом утверждать перечни объектов капстроительства,
которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие
исполнительные органы госвласти субъектов РФ, но и местные администрации;
- установлено, что такие перечни должны быть утверждены
до 1 января 2024 г.;
- определено, что в рамках закупок «под ключ» можно
закупать любое предусмотренное проектной документацией оборудование,
необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское
оборудование, как это было закреплено ранее.
25 марта 2020 г. Минфин России приступил
к подготовке проекта федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее
– проект Минфина России), который также направлен на оптимизацию порядка
осуществления закупки у единственного поставщика с целью устранения последствий
обстоятельств непреодолимой силы и ЧС.
Проект разработан в соответствии с п. 4.4 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения
ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Предполагается, что новое регулирование вступит в силу в июне 2020 г.
Принятые поправки в Закон № 44-ФЗ предназначены для
поддержания бизнеса в условиях распространения COVID-19 как обстоятельства
непреодолимой силы. Упрощение процедуры закупок позволит заказчикам быстрее
получить требующиеся ресурсы, включая медикаменты, средства индивидуальной
защиты, дезинфекции и т. п.
Смягчение требований для субъектов
малого и среднего предпринимательства
Закон № 98-ФЗ предусматривает, что до 31 декабря 2020
г. заказчики вправе не требовать от субъектов малого предпринимательства,
социально ориентированных некоммерческих организаций обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (при
условии отсутствия аванса).
В проекте
Минфина России планируется прописать
предоставление заказчику права не устанавливать требование об обеспечении
контракта при закупках у субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, в проекте правительственных директив,
подготовленном Минфином России (далее
– проект директив), содержатся положения, согласно которым госкомпании:
- внесут в свои положения о закупках норму о
возможности авансирования до 50% от цены контракта с 30% закупок у субъектов МСП;
- должны принять решение об усилении
контроля за соблюдением сроков оплаты по контрактам с субъектами МСП;
- должны обеспечить распространение
соответствующих решений (об авансировании и усилении контроля) на свои дочерние
и зависимые компании.
Указанные меры направлены на поддержку хозяйствующих
субъектов, в том числе для недопущения наступления негативных последствий в
связи с распространением коронавируса.
Расширение возможностей изменения
срока и цены контракта
Законом № 98-ФЗ в 2020 г. допускается изменение срока и цены контракта,
невозможность исполнения которого обусловлена распространением COVID-19, а
также в иных предусмотренных Правительством РФ случаях2.
Для этого необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа
исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых
обязательств, которые не были обеспечены ранее. При этом:
- предусматривается возможность уменьшения размера
обеспечения;
- по ранее предоставленной банковской гарантии не
осуществляется возврат и не производится взыскание;
- для обеспечения исполнения контракта путем внесения
денежных средств установлены отдельные правила для случаев увеличения/уменьшения
цены контракта, а также изменения сроков;
- государственный или муниципальный заказчик может осуществить
изменение в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
В Распоряжении Правительства РФ от 19.03.2020
№ 672-р предусматривается, что на основании ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ в связи с
введением мер по предотвращению распространения COVID-19 при исполнении
отдельных контрактов предприятиями автомобильной
промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока
исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику требований
об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной
введением таких мер. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных
контрактов, в частности поставок автобусов КамАЗ Мосгортрансу и автомобилей Lada
для МВД России.
Также в проекте
директив Минфин России предусмотрел возможность продления в 2020 г. сроков
исполнения договоров и корректировки цен, если такая необходимость обусловлена
распространением COVID-19. По этому вопросу госкомпании в течение 10 дней с момента
получения соответствующих директив должны будут провести заседания советов
директоров.
Послабление в виде возможностей изменения сторонами
контракта цены и сроков обоснованно, так как при указанных чрезвычайных
обстоятельствах необходимо избежать массового неисполнения контрактов,
ответственности поставщиков и отсутствия необходимых товаров, работ и услуг у
заказчиков.
Изменения в порядке применения
штрафных санкций
Закон № 98-ФЗ дополняет порядок исчисления пени
возможностью рассчитывать ее не только из цены контракта, но и из цены отдельного этапа исполнения контрактаза вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Кроме того,
закон распространил порядок списания неустоек за 2015, 2016 гг. на неустойки,
которые начислены в 2020 г.
Дополнительно в отношении изменений, касающихся
ответственности за неисполнение контракта, письмом Минфина, МЧС и ФАС
России от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 «О
позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара,
работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с
распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»
предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением
COVID-19 поставщик вправе ссылаться на данное обстоятельство как на основание освобождения его от уплаты
неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию.
В проекте
директив также содержится положение о неприменении штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими
обязательств по контрактам. И по аналогии с уже рассмотренным изменением,
касающимся возможности изменения сроков и цены контрактов, госкомпании также в
течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров
(представители государства в советах должны голосовать за) с рассмотрением этого
вопроса.
Особенности осуществления закупок в
период COVID-19
Правительство РФ также утвердило Постановление от 03.04.2020 № 443 «Об особенностях осуществления
закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной инфекции», которым в целях реализации Указа
Президента РФ от 02.04.2020 № 239 в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно
установлены следующие особенности осуществления закупок в период принятия мер
по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на
территории РФ в связи с распространением COVID-19:
- предусмотренные Законом № 44-ФЗ и подзаконными актами
исчисляемые исключительно в рабочих днях сроки следует считать в календарных днях,
не учитывая при этом субботу и воскресенье;
- последний день исчисляемого в соответствии с Законом №
44-ФЗ срока, приходящийся на нерабочий день, указанный в п. 1 Указа, необходимо
переносить только в том случае, если он приходится на субботу или воскресенье.
При этом переносу не подлежит дата проведения электронных аукционов,
осуществляемых по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией);
- члены комиссии вправе рассматривать заявки
дистанционно;
- заказчики вправе не составлять протоколы определения
поставщиков на бумажных носителях. Достаточно составить их в электронной форме
и подписать одной квалифицированной электронной подписью представителя
заказчика;
- заказчику дано право при направлении поставщику на
подписание проекта контракта увеличить сроки исполнения обязательств по контракту
на срок, не превышающий установленный п. 1 Указа, – не более чем на 27
календарных дней.
Рекомендации
1. Следите за предпринимаемыми государством мерами и
изменяющимся регулированием, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
2. Учитывайте последние изменения в регулировании при
участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у
единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного
законодательства.
3. Оценивайте коммерческие решения компании, касающиеся
изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической
обоснованности и соответствия законодательству.
4. Обратите повышенное внимание на выстраивание
коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при
осуществлении закупок.
5. Рассмотрите возможность принять иные меры по снижению
рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Антимонопольная практика «Пепеляев Групп»
Важная информация
о нормотворческих инициативах и документах в условиях распространения COVID-19
представлена в специальном разделе на
нашем сайте.
________
1 В связи с
отменой с 1 апреля 2020 г. ст. 80 Закона № 44-ФЗ, во исполнение которого было издано
Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р, фактически утратило силу.
Предварительный отбор участников закупки по перечню, утвержденному этим
документом, не осуществляется.
2 Минфин России
готовит проект постановления
Правительства РФ, определяющего порядок установления «иных случаев»
изменения цены госконтрактов.