|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
Стороны
соглашения, включая в него условие о неконкуренции друг с другом,
как правило, стремятся не допустить, чтобы у одной из них было
преимущество. Но этот, по сути, антимонопольный инструмент может применяться
и недобросовестно, например с целью заключения картеля. В Российской
Федерации законодательное регулирование нон-компитов пока недостаточно
определенное, поэтому есть смысл обратиться к опыту Евросоюза, а прежде
чем использовать такой инструмент – за оценкой ФАС России.
Условие
о неконкуренции,
или нон-компит (non-compete), – это добровольный отказ участников
сделки от конкуренции на конкретном товарном рынке. Нон-компиты могут
встречаться как в виде самостоятельного соглашения, так и в качестве
одной из его частей. Цель этого инструмента – защитить инвестиции и обеспечить
их окупаемость. Практическая его значимость обусловлена преимущественным
положением продавца после сделки: он знает специфику рынка и недостатки
объекта продажи, сохраняет отраслевые связи и клиентуру и может этим
воспользоваться, открывая новый аналогичный бизнес.
Антимонопольная
оценка нон-компитов зависит от того, между какими хозсубъектами и для каких
целей заключено соглашение о неконкуренции.
В Европейском
союзе такая оценка проводится исходя из общих положений ст. 101 (3)
Договора о функционировании ЕС. Они конкретизируются в следующих
нормативно-правовых актах:
- Guidelines
on the applicability of Art. 101 of the TFEU to horizontal co-operation
agreements применительно к горизонтальным соглашениям;
- Commission
Regulation on the application of Art. 101 (3) of the TFEU to categories of
vertical agreements and concerted practices применительно к вертикальным соглашениям;
- Commission
Notice on restrictions directly related and necessary to concentrations применительно к сделкам по экономической концентрациии по созданию совместных предприятий1.
В российском
антимонопольном регулировании в этой части пробелы, а оценивает
нон-компиты ФАС России, когда рассматривает конкретные соглашения и сделки
по экономической концентрации.
Можно
выделить три случая использования этого инструмента.
1. Горизонтальные соглашения между конкурентами.
По общему
правилу ФАС России запрещает нон-компиты между конкурентами и квалифицирует
их как картель по ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите
конкуренции, Закон). Однако если условие о неконкуренции входит в состав
соглашения о совместной деятельности, то по ч. 10 ст. 11
оно будет исключено из-под действия запретов этой статьи, если такое
соглашение было заключено с предварительного согласия антимонопольного
органа. Если же суммарная стоимость активов или выручка превышают пороги,
установленные в п. 8 ч. 1 ст. 27 Закона, предварительное
согласование с регулятором обязательно (например, Решение ФАС России от 07.11.2017
№ АК/76988/17).
Помимо
положений ст. 13 Закона о защите конкуренции при анализе
соглашений о совместной деятельности применяются Разъяснения ФАС Россииот 08.08.2013, где установлены отдельные критерии для оценки допустимости
нон-компитов. В том числе: 1) их соответствие целям совместной
деятельности; 2) распространение действия этого инструмента только на затрагиваемый
и смежные рынки; 3) обусловленность срока действия нон-компитов окупаемостью
инвестиций; 4) отсутствие обмена информацией между участниками с целью
поддержания картеля или согласованных действий. В Разъяснениях приводится
открытый перечень примеров нон-компитов: условия об отказе от производства
аналогичных товаров, от деятельности на определенной территории, от приобретения
акций (долей) в конкурирующих обществах и др.
2. Вертикальные соглашения между хозсубъектами.
Квалифицируя
использование условий о неконкуренции в вертикальных соглашениях, в первую
очередь надо установить отсутствие конкуренции между сторонами сделки. Если это
так, то подобные условия квалифицируются по ч. 2 ст. 11
Закона о защите конкуренции, пока не доказано иное. Пример
вертикального нон-компита – запрет дистрибьюторам производить аналогичный
товар или продавать аналогичные товары конкурентов. Оцениваются такие условия в зависимости
от доли участников соглашения на рынке. А именно, если доля
каждого из участников:
- менее
20%, то по ч. 2 ст. 12 Закона любые нон-компиты будут считаться
допустимыми;
- от 20
до 35%, то допустимость условия о неконкуренции будет оцениваться
по Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 583 «О случаях
допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами»;
- выше
35%, то допустимость нон-компита может быть доказана по положениям ч. 1
ст. 13 Закона.
3. Сделки по экономической концентрации.
Специальных
правил по оценке нон-компитов в рамках сделок по экономконцентрации
в российском антимонопольном праве нет. К таким случаям применимы
только положения ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции,
которые позволяют доказывать допустимость условий о неконкуренции, в том
числе в указанных сделках. На наш взгляд, целесообразным будет обосновывать
наличие нон-компитов их соответствием не только положениям ч. 1 ст. 13,
но и критериям, установленным в Разъяснениях ФАС России, по аналогии,
поскольку подход, схожий с заложенным в этом документе, также применяется
в ЕС в отношении сделок по экономконцентрации.
Учитывая
недостаточную определенность регулирования нон-компитов в антимонопольном
праве РФ, прежде чем включать такое условие в соглашение, рекомендуется
обратиться в ФАС России для признания его допустимым2.
________________
1 Все три акта см. на сайте eur-lex.europa.eu.
2 Например, с ФАС России было
согласовано акционерное соглашение металлургического холдинга Evraz, содержащее
условие о неконкуренции. URL:
https://fas.gov.ru.