|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
Выводы
ФАС России по делу Google, в рамках которого ведомство отметило
высокие барьеры для доступа отечественных разработчиков на рынок мобильного ПО,
побудили депутатов выступить с инициативой о введении
государственного регулирования рынка предустановленных приложений. Однако такое
искусственное ограничение конкуренции может отрицательно сказаться на качестве
продукции и привести к росту цен на нее для потребителей.
В последние
годы ФАС России все чаще проверяет бизнес-практики разработчиков мобильных
приложений на соответствие положениям Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите
конкуренции). Антимонопольная оценка производится case-by-case, поскольку разработчики
пользуются разными способами ведения конкурентной борьбы, в результате
чего подчас отдельные приложения получают неразрешенные конкурентные
преимущества.
Отсутствие
адаптированного правового регулирования деятельности компаний на высокотехнологичных
цифровых рынках и устоявшихся подходов сильно затрудняет выявление
правонарушений и их дальнейшую квалификацию. Исходя из возможностей существующей
нормативно-правовой базы антимонопольное ведомство на практике уже квалифицировало
различные антиконкурентные действия разработчиков либо как злоупотребление
доминирующим положением, либо как недобросовестную конкуренцию.
Так, в процессе
рассмотрения дела с участием компании ООО «ГетТакси Рус» (далее –
Общество) ФАС России впервые столкнулась со случаем ограничения конкуренции
путем воспрепятствования функционированию приложения конкурента. Суть нарушения
заключалась в том, что потребители не могли воспользоваться приложением
Gett Drivers,
не удалив со своего мобильного устройства приложение-агрегатор
стороннего производителя. На данный момент действия Общества квалифицируются
по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции как иная, не предусмотренная
этим законом, форма недобросовестной конкуренции1, так как действия компании
причинили убытки владельцу стороннего приложения и нанесли вред его деловой
репутации. Компании было выдано предупреждение о прекращении этих действий2.
На наш
взгляд, сложность квалификации такого нарушения состоит в правильном
определении отношений участников дела. Компания-заявитель не была прямым
конкурентом Общества, поскольку она агрегирует информацию от многих
сервисов, аналогичных Gett,
и служит посредником при взаимодействии водителей и агрегаторов.
Как
злоупотребление доминирующим положением может быть квалифицирована
маркетинговая политика разработчиков по пакетированию и предустановке
приложений. Пакетирование допускается до тех пор, пока разработчик разрешает
покупку доминирующего приложения отдельно от иных приложений и сервисов.
Предустановка становится антиконкурентной, если отказ производителя электронной
техники от такой же услуги у конкурентов разработчика является
условием их сотрудничества, а также если у конечного пользователя нет
возможности удалить предустановленные приложения, не влияющие на работу
операционной системы устройства. К таким выводам пришла ФАС России
при рассмотрении в 2015 г. дела компании Google3.
В ходе
анализа ситуации по делу Google российское
антимонопольное ведомство указало на наличие высоких барьеров для доступа
на рынок предустановленных приложений, преодолеть которые зачастую под силу
только крупным иностранным разработчикам с мировым именем. Этот вывод лег
в основу поправок в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите
прав потребителей», которые вступают в силу с 1 июля 2020 г. (Федеральный закон от 02.12.2019 №
425-ФЗ). Они предусматривают обязательную предустановку российских
приложений на отдельные виды
технически сложных товаров (смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией
SmartTV). Список доступных программ для такой предустановки, ее порядок и перечень
устройств, для которых она обязательна, будет определять Правительство РФ.
За несоблюдение этого требования планируется ввести административную
ответственность в виде штрафа (см. законопроект № 757430-7).
На наш взгляд, сама концепция
государственного регулирования рынка предустановленных приложений имеет
недостатки.
1. Искусственное
ограничение конкуренции на этом рынке приведет к падению качества продукции
и ее привлекательности для потребителей. Сейчас, в условиях
жесткой конкуренции с иностранными разработчиками, российские компании, в том
числе крупные, вынуждены постоянно повышать качество своей продукции и серьезно
заниматься ее маркетинговым продвижением, чтобы сохранить долю на рынке и уровень
прибыльности. Однако, после того как предлагаемые изменения вступят в силу,
вся рыночная власть сосредоточится в руках крупных российских
разработчиков независимо от качества их продукции.
2. Потеря
иностранными компаниями прибыли за предустановленные приложения приведет к повышению
цен на загрузку таких приложений самими пользователями уже после покупки
девайсов.
Кроме
того, есть пробелы и неточности, которые могут усложнить практику
правоприменения поправок. В частности, неясно, кто будет нести
административную ответственность за продажу устройств без предустановленного
российского софта: производитель или продавец.
_______________________
1 Определение ФАС России от 28.06.2019
о назначении дела № 08/01/14.8-65/2019 к рассмотрению.
2 Предупреждение ФАС России от 17.05.2019
ООО «ГетТакси Рус» о прекращении действий (бездействия), которые
содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
3 Решение Комиссии ФАС России от 14.09.2015
по делу № 1-14-21/00-11-15.