20 ноября 2019 г. состоялось юбилейное,
пятое по счету, заседание Антимонопольного клуба под эгидой журнала
«Конкуренция и право», посвященное цифровым антимонопольным нарушениям.
С
цифровизацией экономических процессов трансформируются и способы
совершения антимонопольных нарушений. Все чаще антиконкурентные соглашения,
незаконная координация экономической деятельности реализуются с помощью
высоких технологий: специальных роботов, ценовых алгоритмов и других
программных модулей. Но это не весь арсенал нарушителей.
По
словам модератора встречи главного эксперта журнала «Конкуренция и право» Елены Соколовской, к цифровым
нарушениям также можно отнести ограничение конкуренции администраторами
электронных торговых площадок (ЭТП), хакерские атаки на участников
закупок, сервер ЭТП, например DDoS-атаки. Изменилась ли природа нарушений в цифровую
эпоху, как антимонопольное ведомство оценивает степень их общественной
опасности и какие методы выявления антиконкурентного поведения использует?
Начальник
Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев подчеркнул, что пока сущность антимонопольных
правонарушений не меняется, меняются способы их совершения и оставляемые
в объективном мире следы. «Вчера лицо, участвуя в торгах и вступая
в картельный сговор, устанавливало соответствующие настройки вручную,
сегодня – при помощи специальных компьютерных программ. Но в ближайшем
будущем нам надо всерьез задуматься над тем, что в современном
стремительно меняющемся мире определение картеля не может оставаться
догмой. И вполне возможно, что завтра картель с целью искусственного
формирования потребительского спроса или незаконного обмена большими данными
будет так же опасен для экономики, как ценовой сговор, и потребует
запрета per se», – отметил он.
По
его словам, пока рано утверждать, что общественная опасность цифровых антимонопольных
нарушений выше, чем нецифровых: «Мы изучаем это явление. Хотя нельзя отрицать,
что компьютеризированная форма упрощает процесс их совершения. А некоторые
из них становятся возможны только с помощью „цифры“».
«Пока
ФАС России не собирается вносить поправку в КоАП РФ, рассматривающую
совершение антимонопольного нарушения с помощью цифровой программы как
отягчающее обстоятельство в силу большей общественной опасности. Прежде
чем регулировать, надо тщательно изучить это явление. Пока у нас недостаточно
практики. А повышенная общественная опасность таких деяний учитывается
существующими оборотными штрафами. С помощью цифровых инструментов картель
достиг большего успеха и получил больший доход, соответственно, оборотный
штраф будет намного выше, – пояснил А. Тенишев и добавил: – Что
касается изначально вредоносных для конкуренции цифровых программ, то на этот
общественно опасный инструмент нужно устанавливать запрет в антимонопольном
законодательстве и за введение в оборот и использование
таких программ следует наказывать».
Заместитель
начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко подробно рассказал
об общей концепции работы «Большого цифрового кота» –
автоматизированной программы по выявлению и доказыванию картелей. В качестве
одного из главных направлений работы регулятора он назвал расширение
перечня информации, используемой для анализа и при формировании доказательственной
базы, и имеющихся баз данных.
С точки
зрения раскрытия цифровых нарушений по-прежнему остро стоит вопрос о том, можно
ли использовать сведения, которые законодательство сегодня относит к тайне
связи. «Необходимо разграничивать „чувствительную“ информацию, подлежащую
охране со стороны государства, например личная переписка между гражданами,
и иную информацию, не относящуюся к таковой, например деловая
переписка между хозяйствующими субъектами, а тем более автоматическая
переписка роботов», – считает А. Тесленко.
О мировом
опыте использования скрининговых программ при выявлении цифровых картелей
рассказала начальник отдела цифровых расследований Управления по борьбе с картелями
ФАС России Фатима Кониева: «На данный
момент в мире такие программы используются в России, Южной Корее,
Бразилии и Великобритании. Самая первая была запущена в Южной Корее.
В целом, несмотря на географическое расположение стран, подобные программные
модули объединяют общие подходы к поиску подозрительного поведения на рынке
и принципы работы.
И это закономерно, так как правовая природа
картелей одинакова вне зависимости от точки земного шара».
А. Тенишев
добавил, что, в отличие от зарубежных коллег, мы ставим перед «Большим
цифровым котом» задачу не только скрининга, но и сбора, фиксации
и анализа доказательств. «Мы понимаем, что за каждой компьютерной
программой стоит человек и традиционные методы доказывания останутся
прежними. Необходимо научное осмысление того, в каких случаях
доказательства будет добывать человек, а в каких компьютерная
программа. Нам всерьез надо задуматься над созданием такого научного
направления, как антимонопольная криминалистика», – заключил он.
Далее
участники встречи перешли к вопросу о правилах антимонопольного регулирования
онлайн-торговли. Старший юрист «Пепеляев Групп» Ольга Протченко отметила, что развитие онлайн-торговли неизбежно
меняет условия дистрибьюторских договоров: производители пытаются влиять на цены
перепродажи онлайн и осуществлять их мониторинг при помощи
алгоритмов, включать условия о паритете цен, запрете продаж и рекламы
в Интернете, использования сторонних платформ, сайтов сравнения цен, использовать
практики геоблокинга и геодискриминации. 
Правовая оценка подобных практик,
по ее мнению, осложняется тем, что в этой сфере пока нет специального
регулирования, разъяснений ФАС России и правоприменительной практики.
С
докладом о перспективах уголовно-правовой оценки деяний, связанных
с использованием аукционных роботов, выступил заместитель начальника
Управления экспертизы результатов мероприятий по информатизации
Департамента экспертиз ФГБУ «ЦЭКИ», доцент кафедры юриспруденции,
интеллектуальной собственности и судебной экспертизы МГТУ им.
Н.Э. Баумана Алексей Яковлев. С его точки зрения, действующее законодательство допускает применение
уголовной ответственности к разработчикам вредоносных программ –
аукционных роботов и алгоритмов, специально созданных с целью
совершения неправомерных деяний.
Директор
проектов, руководитель Электронного университета ЗАО «Сбербанк-АСТ» Бетал Бижоев рассказал
о работе автоматизированной системы торгов «Сбербанк-АСТ». По словам
спикера, сегодня бизнес-процессы заказчиков и поставщиков трансформируются
в электронный формат. Вследствие чего ЭТП преобразуются в ЦТП –
цифровые торговые площадки.
Подготовила
Юлия Терешко,
эксперт журнала «Конкуренция и право»

