Одно из контрольных мероприятий Счетной палаты РФ в соответствии с планом ее работы было направлено в сторону ФАС России. СП оценивала деятельность антимонопольного органа с точки зрения эффективности его работы, а также результативного использования бюджетных средств. В область внимания СП попали нормативно-правовая и методологическая базы службы, бюджетное финансирование и деятельность ФАС России по контролю в сфере естественных монополий. На днях коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты этой проверки.
Одно из основных замечаний СП заключалось в отсутствии согласованности ФСТ и ФАС в вопросе регулирования естественных монополий. На коллегии отмечалось, что государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере естественных монополий регламентируется Федеральным законом «О естественных монополиях». Согласно действующему законодательству субъекты естественных монополий подконтрольны двум федеральным органам исполнительной власти: ФАС России – в рамках антимонопольного регулирования и контроля, и ФСТ России – в части ценового регулирования и контроля.
К полномочиям ФАС России, в частности, относится ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35% или занимающих доминирующее положение. ФСТ России ведет и формирует Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
По результатам аудиторской проверки далеко не все естественные монополисты из Реестра ФСТ России включены в Реестр ФАС России. И наоборот, не все организации, фактически осуществляющие естественно-монопольные виды деятельности и включенные в Реестр ФАС России, включены в Реестр ФСТ России. Между структурами отсутствует четкий механизм взаимодействия и координации, отмечали аудиторы.
Кроме того, показала проверка, контрольные полномочия, предусмотренные законом о естественных монополиях, осуществляются ФАС России и ее территориальными органами в форме последующего контроля при получении обращения (жалобы), а не как регулярная планомерная деятельность. Доля плановых проверок в ФАС России незначительна и в основном проводилась в области электроэнергетики. Антимонопольный орган не имеет методики планирования проведения проверок на год и порядка включения в план субъектов естественных монополий, что в свою очередь снижает качество контроля и надзора.
Аудитом также был установлен ряд пробелов и в области правового регулирования деятельности ФАС. В частности, не уточнены понятия субъекта естественной монополии и определение статуса реестра субъектов естественных монополий. (Законопроект был подготовлен ФАС России в конце 2011 года, но до сих пор ФАС России и ФСТ России определенности позиций по этому поводу не достигли).
По результатам проверки Счетная палата рекомендовала антимонопольному органу разработать ряд административных регламентов по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в том числе по проведению плановых проверок; устранить выявленные недостатки, контролировать и привлекать территориальные органы ФАС России для отчетов о результатах своей деятельности; учитывать расходы на реализацию ведомственных целевых программ.
Журнал «Конкуренция и право»