|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5,
2019 г.
В Госдуму внесен долгожданный законопроект
об антимонопольном комплаенсе, подготовленный ФАС России1. Текущая его
версия содержит поправки только в Федеральный закон от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в целом проект имеет рамочный
характер. Скорее всего, новые нормы, после того как будут окончательно приняты,
потребуют детализации на уровне подзаконного акта регулятора. Например,
в виде разъяснений Президиума ФАС России о критериях оценки
эффективности системы предупреждения рисков.
Законопроект
предполагает закрепление:
- определения
системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного
законодательства;
- минимальных
требований к содержанию внутренних актов хозсубъектов о ее
формировании;
- порядка
организации такой системы компаниями.
Вопрос внедрения
механизма предупреждения антимонопольных рисков законопроект остается на добровольное
усмотрение компаний.
С целью
проверки комплаенс-системы на соответствие
требованиям законодательства о защите
конкуренции предусмотрена возможность в течение
30 дней согласовать с ФАС России
подготовленные внутренние документы хозяйствующего
субъекта.
Кроме
того, в пояснительной записке к проекту указано, что компания не может
быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если она действовала
в рамках внутреннего акта, формирующего систему и ранее согласованного
с регулятором.
Предусмотренный
законопроектом открытый список требований к содержанию комплаенс-системы
позволяет вводить в нее иные элементы, отвечающие потребностям конкретного
хозсубъекта. Так, в условиях цифровизации экономики и бизнес-процессов
набирает популярность идея е-compliance.
Она предполагает внедрение новых технических инструментов комплаенса в дополнение
к традиционным способам выявления рисков для предотвращения нарушений
антимонопольного законодательства, которые совершаются в том числе с помощью
высоких (цифровых) технологий.
При этом
по-прежнему открыты несколько вопросов.
Комплаенс-система
не сводится только к одному внутреннему акту или совокупности таких
документов, а представляет собой целый комплекс мер. Они включают,
в частности, механизм внутреннего контроля, направленного на выстраивание
эффективного взаимодействия структурных подразделений компании с целью предотвращения
антимонопольных рисков. Законопроект не проясняет вопрос: если хозсубъект
формально действовал в рамках согласованного внутреннего акта
и при этом нарушение все равно было допущено, то есть проверенная
и одобренная антимонопольным ведомством система комплаенса дала сбой,
предъявит ли ФАС России какие-либо претензии?
К сожалению,
из текста законопроекта были исключены изменения в КоАП РФ, которые
содержались в первоначальном его варианте. Они предусматривали нормы о смягчении
административной ответственности для компаний, в которых введена и эффективно
функционирует комплаенс-система. Между тем такие поправки побудили бы хозяйствующих
субъектов внедрять механизмы предупреждения рисков.
Надеемся,
что законопроект будет наконец принят и в вопросе о том, каким
минимальным требованиям должна соответствовать комплаенс-система, появится
определенность, что послужит для бизнеса дополнительным стимулом выстраивать подобные
системы.
_______________________
1 Проект федерального закона № 789090-7
«О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“».