|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
По всему
миру набирает обороты тенденция передавать бизнес-сообществу элементы
госрегулирования в отдельных
отраслях экономики. В России уже существуют и развиваются механизмы
саморегулирования, например, в ретейле, автомобильной промышленности,
строительстве, фармацевтике. В 2017 г. ФАС России, ТПП РФ,
АКАР и другие индустриальные объединения выступили с инициативой
создать единую саморегулируемую организацию в сфере рекламы. Она станет
альтернативой модели сорегулирования, предусматривающей контроль силами
Федеральной антимонопольной службы, но при консультативно-совещательном
содействии экспертного совета по рекламе, состоящего
из представителей этого бизнеса. Инициатива, без сомнения,
заслуживает поддержки, но есть вопросы, требующие доработки.
В российской
рекламной индустрии уже существуют многочисленные саморегулируемые (далее
также – СРО) и иные некоммерческие организации, которые различаются
по территориальному и отраслевому охвату. Но, к сожалению,
они разрозненные и небольшие по масштабу, поэтому вряд ли смогут
эффективно выработать общие стандарты профессиональной деятельности
и обеспечить контроль за их исполнением, централизованно сформировать
и продвигать законодательные инициативы, а также единообразно
реализовывать делегированные ФАС России полномочия. На сегодня такие
организации могут исказить представление бизнес-сообщества и потребителей
о необходимости внедрения самоуправления и его пользе. Однако не исключено,
что они послужат хорошей базой для реализации деятельности единой СРО.
На наш
взгляд, развитие саморегулирования в рекламном бизнесе следует оценивать
положительно.
Во-первых,
по своей природе оно предполагает изменение способа воздействия
на нарушителей, что будет способствовать сокращению числа правонарушений
в индустрии. Сейчас в этой сфере используется карательный способ воздействия –административный штраф, который применяется уже после того, как неправомерная
реклама попала в публичный доступ. В условиях саморегулирования
компании будут бояться потерять деловую репутацию и подвергнуться
порицанию профессионального сообщества. Поэтому участники рынка станут
тщательнее проверять рекламу на предмет соответствия отраслевому
законодательству еще до того, как она окажется в публичном доступе.
Во-вторых,
потенциально возможное уменьшение количества нарушений будет способствовать снижению
нагрузки на ФАС России и суды.
В-третьих,
исходя из анализа опыта саморегулирования иных сфер, полагаем, что
в рамках деятельности СРО компании смогут внедрить повышенные
международные стандарты в РФ. При этом каждый будет заинтересован
в исполнении этих обязательств, так как примет их добровольно
и в соответствии со своими интересами.
И в-четвертых,
не стоит забывать, что процесс изменения документов на уровне СРО требует
меньше времени и усилий, чем внесение поправок в федеральное
законодательство. Поэтому, на наш взгляд, благодаря СРО регулирование
рекламной деятельности будет более гибким и восприимчивым
к потребностям отрасли.
В феврале
2019 г. в Реестре саморегулируемых организаций РФ была
зарегистрирована единая СРО – Ассоциация маркетинговой индустрии
«Рекламный совет» (далее – АМИ РС, Ассоциация). Ее первые
представительства в рамках пилотного проекта открыты
в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
В настоящее
время деятельность Ассоциации регулируют Меморандум о разработке «дорожной
карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного
саморегулирования в России (далее – Меморандум), Соглашение
о взаимодействии ФАС России и АМИ РС (далее –Соглашение) и созданные на их основе Устав и иные внутренние
документы. Нормативная база деятельности АМИ РС сформирована исходя
из анализа опыта США, Индии, Китая и европейских стран, где
саморегулирование в сфере рекламы развивается с 1990-х гг.
Для
информации
С основополагающими документами АМИ РС можно ознакомиться на сайте sovetreklama.ru.
Успешная
реализация пилотных проектов – большой шаг вперед в развитии СРО
в рекламной индустрии. Но эта инициатива требует более детальной
доработки. В частности, Меморандумом и Соглашением предусмотрены
только общие положения по разделению компетенции АМИ РС
и ФАС России, тогда как для продуктивной деятельности обеих
структур необходимо четкое разделение, которое позволит избежать дублирования
полномочий. Требуется однозначно определить статус решений Ассоциации: их
обязательность, а также орган и порядок обжалования. Кроме того, надо учесть, что
в АМИ РС должно быть максимальное географическое и отраслевое
представительство: это поможет избежать концентрации полномочий СРО только
в руках определенных игроков.
Полагаем, что все эти вопросы будут урегулированы путем внесения
изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ
«О рекламе», над которыми сейчас работают ФАС России, ОКЮР
и представители бизнеса. Законодательное закрепление позволит сделать
правила игры на этом рынке более понятными и прозрачными, а также
сильнее защитит его участников от возможных претензий регулятора.