Опубликовано Разъяснение Президиума ФАС России от 10.04.2019 № 17 «Об отдельных вопросах анализа состояния конкуренции». Документ подготовила рабочая группа антимонопольного ведомства и Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение корпоративных юристов“».
Регулятор особо подчеркивает, что анализ состояния
конкуренции и, соответственно, составление по его результатам аналитического
отчета (обзора состояния конкуренции) – обязательный этап рассмотрения каждого
дела о нарушении антимонопольного законодательства вне зависимости от состава
вменяемого нарушения.
При этом результаты анализа состояния конкуренции – одно из
письменных доказательств по делу и сами по себе не предопределяют установление
факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, а
оцениваются комиссией по рассмотрению дела наряду с другими доказательствами.
Разъяснение содержит следующие разделы:
- общие вопросы;
- этапы анализа состояния конкуренции;
- требования к информации, используемой при проведении анализа
состояния конкуренции;
- определение временного интервала исследования;
- определение продуктовых границ товарного рынка;
- определение географических границ товарного рынка;
- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на
товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
субъектов на рынке;
- определение уровня концентрации товарного рынка;
- определение барьеров входа на товарный рынок;
- установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта
(хозяйствующих субъектов);
- оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
- аналитический отчет.
Кроме того, в документе отражены особенности проведения
анализа состояния конкуренции по делам, возбужденным по признакам нарушения в
сфере заключения антиконкурентных соглашений, недобросовестной конкуренции и
проведения торгов (ст. 11, 14.1–14.8, 15, 16, 17, 17.1 и 18 Закона о защите
конкуренции).
Служба указывает, что новый документ должен применяться в совокупности
с разъяснениями Президиума ФАС России:
- от 10.02.2016 № 1 «Определение монопольно высокой и
монопольно низкой цены товара»;
- от 17.02.2016 № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в
том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на
торгах»;
- от 07.06.2017 № 8 «О
применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции»;
- от 24.10.2018 № 15 «О
привлечении к ответственности за злоупотребления доминирующим положением
хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими».
На сайте антимонопольного ведомства отмечено,
что разъяснение основано на анализе правоприменительной практики
антимонопольных органов и судов.
«Разъяснения были подготовлены по одному из ключевых
моментов антимонопольного регулирования. Вместе с экспертным и
предпринимательским сообществом достигнут определенный консенсус. Были сделаны
выдержки принципиальных позиций, в том числе для юридического сообщества,
судебной системы, территориальных управлений ФАС России», – сообщил начальник
Правового управления ФАС России Артем
Молчанов.
«Члены ОКЮР полагают, что приказ ФАС России от 28 апреля
2010 года № 220 „Об утверждении порядка проведения анализа состояния
конкуренции на товарном рынке“ потребует корректировки после изменения Закона о
защите конкуренции, предусмотренного пятым антимонопольным пакетом. Тем
временем накопились вопросы, требовавшие разъяснений. И ФАС России вместе с
ОКЮР обобщили эти вопросы, представленные в новых Разъяснениях Президиума ФАС
России „Об отдельных вопросах анализа состояния конкуренции“. Надеюсь, что
документ внесет правовую определенность и поможет нашим членам», – отметила президент
Ассоциации «НП „ОКЮР“» Александра
Нестеренко.