Новую встречу Антимонопольный клуб журнала «Конкуренция и право» провел в конце марта в формате мастер-класса по оптимальному дизайну и эффективному функционированию системы предупреждения рисков. Опытом и рекомендациями поделились представители крупнейших компаний – гуру в сфере антимонопольного комплаенса.Модератор
дискуссионной сессии, главный эксперт журнала
Елена Соколовская рассказала о тенденции
к активному внедрению систем предупреждения антимонопольных рисков в госорганах.
Это продиктовано Национальным планом развития конкуренции в России
на 2018–2020 гг.
1, в котором заложена задача сократить число
нарушений, допускаемых властями.
Она
напомнила, что на уровне правительственного распоряжения для государственных
органов уже утверждены соответствующие рекомендации по созданию и организации
такой системы, а в начале 2019 г. появился приказ ФАС России о методике оценки ее
эффективности2. Причем как для федеральных, так и для региональных органов
власти наличие комплаенса обязательно. Антимонопольное ведомство и само его
тоже внедрило.
«В
отношении компаний политика государства иная. Их планируется не принуждать,
а всячески поощрять и стимулировать к организации мероприятий
по предупреждению нарушений законодательства, – отметила модератор. – Вместе с тем текущая версия законопроект3, где закреплены институт комплаенса
и минимальный набор требований к нему, не предусматривает
смягчения ответственности за наличие реально работающей системы. А единственный
нормативно закрепленный стимул для хозяйствующих субъектов сегодня – возможность
понизить категорию риска при проведении планового антимонопольного
контроля».
Какие
факторы побудили организации разработать и внедрить комплаенс и стали
определяющими?
По словам руководителя направления департамента управления регуляторными рисками ПАО «МТС» Сергея Войченко, их компания осознанно сделала этот шаг, причем одна из первых, не дожидаясь закрепления данного института в законодательстве и создания стимулирующих мер. Основная мотивация – несколько блоков ключевых рисков, присущих крупным компаниям: финансовых в виде оборотных штрафов; персональных в части менеджмента; PR- и IR-рисков, вызванных публичным положением.
«Для нас антимонопольный комплаенс, который помогает управлять этими
рисками, – показатель уровня правовой культуры в компании и нацеленности
на эффективный результат», – подчеркнул выступающий.
Опытом пошаговой
технологии построения и деталями успешной работы механизма предупреждения
рисков поделилась директор департамента корпоративного права ПАО «МТС» Елена Павлова.
Спикер рассказала,
как обосновать топ-менеджерам необходимость создания таких систем. «В первую
очередь нужно донести, что комплаенс-программы помогают реагировать на меняющиеся
факторы внешней и внутренней среды. Основные триггеры: изменения в части
регуляторики в виде роста санкций и усиления внимания контролирующих
органов, повышение персональных рисков топ-менеджмента, выход компании на новые
диджитал-рынки», – пояснила она.
Базовыми
по всем методологиям этапами служат, как отметила Елена Павлова,
анализ и оценка рисков по всему спектру бизнес-процессов. Последняя
может быть качественной и финансовой, причем финансовая сложнее, но более
объективная.
Выступающая
также подчеркнула, что следует поддерживать комплаенс-систему в рабочем
состоянии. В МТС этому помогает сертификация по стандарту ISO 19600,
которую необходимо подтверждать каждый год. По словам спикера, сертификат позволяет
получить независимую оценку и доказывает эффективность системы для топ-менеджмента
и акционеров, регулятора, а также для рынка – контрагентов и инвесторов.
К
дискуссии присоединился руководитель проектов департамента корпоративного права
ПАО «МТС» Антон Попович. Он добавил, что комплаенс не только
позволяет бизнесу предупредить и митигировать риски, но и выступает
индикатором для выявления зон, в которые нужно направить наибольшие
усилия в условиях динамичного рынка и регулярной переоценки рисков.
На вопрос
модератора, нужно ли компаниям получать «сертификат качества» комплаенса в ФАС России,
Антон Попович ответил: «Каким бы ни был дизайн системы, это не гарантия,
что компания никогда не столкнется с претензиями регулятора. Но получить
подтверждение ее качества и эффективности не только от международных
аудиторов, но и от контролирующего органа однозначно полезно».
Практические рекомендации по разработке, внедрению и контролю работы механизмов комплаенса дала руководитель антимонопольного направления ООО «СИБУР» Екатерина Горшкова. Спикер обозначила четыре основных аспекта таких систем для любого предприятия: культура обучения, выявление рисков и разработка митигирующих мероприятий, их реализация, контроль и аудит. Затем она подробно рассказала, как работает комплаенс с одним из ключевых рисков – ценовым. Здесь важным инструментом становится торговая политика, при формировании которой нужна поддержка экспертов разного профиля, в том числе для обоснования ценообразования.
«Необходимо регулярно тестировать механизм в целом и каждый из его процессов. На этапе аудита мы проверяем эффективность функционирования системы. В частности, разрабатываем набор чек-листов, в которых содержится ряд проверочных вопросов, сформулированных в зависимости от товарной группы, условий обращения товара, категории ценового риска и т. д. Ответы на такие вопросы позволяют понять, соблюдает работник заложенные в системе правила и требования или нет», – отметила Екатерина Горшкова.
Иную
градацию рисков, что обусловлено видом деятельности компании, представил
антимонопольный комплаенс-офицер ГК ДИКСИ Алексей Полищук. Он обозначил три основные
группы: аналитические риски (определение доминирующего положения на рынке,
монопольно высокой цены и т. д.); субъективные (риски, связанные с недобросовестной
конкуренцией, нарушениями Закона о рекламе4 и т. п.); технические
(характерны для розничных сетей в части соблюдения торговых порогов).
Особенностью
первой на сегодня антимонопольной комплаенс-системы в продовольственном
ретейле спикер назвал сжатые сроки ее построения (девять месяцев) и низкие
затраты на разработку, поскольку большая часть работы проделана силами
in-house юристов и аналитиков.
Важным
элементом, подкрепляющим работу всей системы в целом, Алексей Полищук
считает ее согласование в антимонопольном ведомстве. Причем с учетом
специфики деятельности торговой сети и ее присутствия во многих
регионах России (порядка 30 на данный момент) нужно было получить
согласование именно в центральном аппарате ФАС России.







____________________
1 Утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017
№ 618.
2 Распоряжение Правительства РФ
от 18.10.2018 № 2258-р; Приказ ФАС России от 05.02.2019 № 133/19.
3 Проект федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“» (ID проекта:
02/04/06-16/00050178).
4 Федеральный закон от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе».