|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
В арсенале у антимонопольного ведомства появилось новое оружие, которое поможет бороться с так называемыми паразитическими товарами. Сотрудничество с экспертами из Ассоциации «НП „ОКЮР“» позволит более четко определить критерии такого нарушения, как смешение в форме копирования или имитации внешнего вида товара. В свою очередь участникам подобных дел придется тщательнее обосновывать свою позицию.
До недавних
пор по делам о недобросовестной конкуренции путем совершения
хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью
другого хозсубъекта, основными доказательствами, как правило, выступали
социологические опросы и заключения независимых исследовательских
организаций, представляемые в процесс участниками дела. По некоторым
особо важным или неоднозначным спорам этот вопрос выносился на Экспертный
совет по применению законодательства о рекламе и недобросовестной
конкуренции при ФАС России (далее – Экспертный совет)
1, чтобы тот
принял решение рекомендательного характера.
Но
механизма получения мнения Экспертного совета оказалось недостаточно для того,
чтобы выработать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2
ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Возникла необходимость
привлечь еще одно независимое мнение – ОКЮР2.
Теперь, рассматривая
дела о копировании или имитации внешнего вида товаров, антимонопольное
ведомство сможет запрашивать у специалистов ОКЮР экспертное заключение о наличии
или отсутствии нарушений. Такое заключение будет использоваться как дополнительное
доказательство.
Руководством
для этой деятельности станут разработанные ОКЮР совместно с ФАС России
Методические рекомендации по определению сходства элементов, индивидуализирующих
товары, согласно ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции
(далее – Рекомендации). Ассоциация обязуется организовать такой порядок
выбора специалистов для подготовки заключений, чтобы обеспечить их
беспристрастность и независимость от участвующих в деле лиц.
Рекомендации
были разработаны в связи с увеличением числа товаров, копирующих или
имитирующих внешний вид, упаковку, наименование или другие элементы,
индивидуализирующие продукцию конкурента («паразитические» товары), а также
из-за необходимости сформировать единообразный подход к выявлению
нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основан
этот документ на решениях высших судов и Суда по интеллектуальным
правам, практике ФАС России, приказах Роспатента и составлен с учетом
результатов крупных маркетинговых и социологических исследований.
Важно, что
Рекомендации устанавливают единые правила определения сходства товаров до степени
смешения и четкие критерии «паразитирования» по смыслу ч. 2 ст. 14.6
Закона о защите конкуренции. Основной метод выявления такого сходства –
сравнение продукции в той или иной последовательности, обусловленной
результатами исследований восприятия человеком объектов: сначала устанавливается
цвет (цветовая гамма), затем форма и композиция, после – размещенные
на товарах (их упаковке) изображения и символы, а в последнюю
очередь тексты. При этом будут учитываться несколько признаков –
каждый в отдельности и в различных сочетаниях: внешняя форма,
наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер
изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. п.),
сочетание цветов и тонов. Но общий вывод будет следовать не из сходства
индивидуализирующих элементов товара, а из общего впечатления о нем.
Привлечение
экспертов ОКЮР для подготовки заключений позволит ФАС России придать
больше объективности и обоснованности решениям по спорам о наличии
копирования и имитации внешнего вида товаров. В то же время
участникам дела придется с бòльшим трудом отстаивать свою позицию: они будут
не только доказывать представленные ими в процесс результаты
экспертиз и социологических исследований, но и, возможно,
противостоять выводам, сделанным в заключениях.
Существующая
судебная практика по подобным делам не унифицирована, и принятые
методрекомендации, которыми ФАС России, скорее всего, станет
руководствоваться в своих решениях, – это большой шаг вперед. Надеемся,
что новый инструмент поможет сформировать единообразный подход к выявлению
нарушений и уменьшит число «паразитических» товаров.
___________________
1 Состав Экспертного совета формируется
из специалистов антимонопольного органа, представителей иных федеральных
органов исполнительной власти, представителей ассоциаций и общественных
объединений, научных организаций и специалистов в отдельных областях
знаний.
2 В конце февраля 2019 г.
антимонопольное ведомство заключило Дополнительное соглашение к Соглашению
о взаимодействии ФАС России и Ассоциации «Некоммерческое
партнерство „Объединение корпоративных юристов“» о возможности привлечения
последней в качестве эксперта при рассмотрении дел по ч. 2
ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (смешение в форме
копирования или имитации внешнего вида товара).