На сайте антимонопольной службы размещены Рекомендации экспертных советов
при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий и в
сфере розничной торговли «О практиках в сфере использования информационных
технологий в торговле, в том числе связанных с использованием ценовых
алгоритмов». Документ одобрили Президиум ФАС России и Методический совет
ведомства.
Документ разработан рабочей группой Объединения
корпоративных юристов и ФАС России.
Регулятор отмечает, что Рекомендации созданы для
информирования участников рынка о допустимых и недопустимых практиках
хозяйственной деятельности с использованием ценовых алгоритмов, а также средств
мониторинга розничных цен, коммуникации хозсубъектов и онлайн-платформ.
В документе, в частности, подчеркнуто, что действия хозсубъектов, связанные с реализацией
товаров с использованием Интернета, не могут быть изъяты из-под
антимонопольного контроля, к ним применимы общие запреты, установленные Законом
о защите конкуренции. При этом указано, что перечисленные в Рекомендациях практики
не являются единственно допустимыми, хозсубъекты вправе совершать иные
действия, не противоречащие требованиям Закона о защите конкуренции.
Также в Рекомендациях даются определения
используемых в них терминов «программный продукт», «онлайн-платформа», «ценовой алгоритм», «дистрибьютор
(дилер)», «конечный потребитель», «вендор», «реселлер» и др.
Далее в документе перечислены общие ограничения,
установленные антимонопольным законодательством.
Основная часть Рекомендаций посвящена допустимым и
недопустимым практикам вендоров, дистрибьюторов и реселлеров с применением
информационных технологий, в том числе с использованием ценовых алгоритмов.
Уточняется, что при оценке практик, связанных с
наличием у пользователя или использованием им информационных технологий при
обмене информацией, заключении соглашений или совершении действий хозсубъектами,
антимонопольному органу следует исходить из оценки того, есть ли в них
признаки ограничения конкуренции или факты ограничения конкуренции в результате
таких действий (бездействия), исполнения соглашения. Таким образом, оценке
подлежит в первую очередь способ и цели использования пользователем
информационных технологий, предоставление и/или использование
которых при отсутствии признаков или фактов ограничения конкуренции должно
признаваться допустимым. Факт наличия у пользователя того или иного программного
обеспечения, или использования ценовых алгоритмов или онлайн-платформ сам по
себе не должен рассматриваться в качестве признака нарушения.
В документе приводится перечень из семи допустимых практик, который не является
исчерпывающим.
1. Осуществление вендором, дистрибьютором или реселлером мониторинга
розничных цен, если такой мониторинг осуществляется в целях:
- сравнения с ценами на конкурирующий товар для
определения спроса и окупаемости затрат на реализацию товара;
- сравнения с ценами на аналогичный товар,
установленными конкурентами реселлера;
- контроля за соблюдением установленного соглашением реселлера
и вендора либо дистрибьютора условия о максимальной цене перепродажи товара;
- соблюдения условий приобретаемых рекламных или
маркетинговых услуг (в том числе для повышения спроса на товар, например с целью
контроля за предоставлением минимальной скидки конечному потребителю);
- в иных целях, не противоречащих требованиям
Закона о защите конкуренции.
2. Осуществление вендором и/или дистрибьютором мониторинга соблюдения
условий о максимальной цене перепродажи товаров (в том числе с использованием программных
продуктов, онлайн-платформ или иных методов).
3. Осуществление вендором и/или дистрибьютором мониторинга соблюдения
рекомендованного уровня цен на товары (в том числе с использованием программных
продуктов, онлайн-платформ или иных методов).
Подчеркивается при этом, что рекомендация
определенного уровня цен на товар и/или последующий мониторинг соблюдения
рекомендации не должны приводить к установлению фиксированной или минимальной
цены перепродажи, а равно к координации экономической деятельности лиц,
осуществляющих перепродажу такого товара.
4. Разработка и реализация программных продуктов, оказание услуг по обеспечению
доступа к онлайн-платформам, разработка ценовых алгоритмов.
5. Использование программных продуктов или онлайн-платформ для целей:
- осуществления мониторингов конкурентной среды, в
том числе цен;
- определения собственной ценовой политики;
- планирования коммерческой деятельности;
- мониторинга соблюдения согласованных условий
договоров, включая условия о максимальной цене перепродажи, условия согласованных
рекламных и/или маркетинговых акций, указанных в п. 1 выше;
- прогнозирования спроса и определения мер по его
поддержанию;
- иных целей, не противоречащих требованиям
Закона о защите конкуренции.
6. Коммуникации по результатам
проводимых мониторингов.
Уточняется, что такие коммуникации между участниками
товаропроводящей цепи не должны опосредовать совершение действий, нарушающих
запреты Закона о защите конкуренции.
7. Использование ценовых алгоритмов (в том числе конкурентами), за
исключением случаев их применения для достижения целей, нарушающих ограничения,
установленные Законом о защите конкуренции.
Конкурирующим хозсубъектам запрещается достигать
соглашений, опосредующих взаимозависимое ценообразование, в том числе с
применением ценовых алгоритмов, за исключением случаев, признаваемых
допустимыми в соответствии с законодательством.
В документе перечисляются также практики вендоров, дистибьюторов и реселлеров
с применением информационных технологий, в том числе с использованием ценовых
алгоритмов, которые могут
рассматриваться как недопустимые.
1. Установление и контроль за соблюдением минимальных или фиксированных
розничных цен (в том числе посредством автоматизированных уведомлений о
нарушении установленного уровня цен, наложения штрафов / иных санкций,
установления ограничений к приобретению продукции или предоставления стимулов к
поддержанию установленного уровня минимальных розничных цен).
2. Координация вендором третьих лиц с целью поддержания фиксированного
или минимального уровня цен.
Подчеркивается, что недопустимо использование онлайн-платформ
и/или программных продуктов в целях осуществления координации, которая влечет
последствия, предусмотренные в ч. 1–3 ст. 11 Закона о защите конкуренции. При этом хозсубъекты вправе доказывать допустимость
наступивших последствий в соответствии со ст. 12 и 13 Закона о защите конкуренции.
3. Установление запрета вендором к применению реселлерами скидок к
розничной цене товаров или ограничение максимального размера скидок к розничной
цене, которые может предоставить реселлер на соответствующий товар (в том числе
путем установления штрафных санкций, ограничения поставки товаров, досрочного
расторжения договора).
В зависимости от того, имеется ли между вендором и реселлерами
«вертикальное» соглашение, такие практики могут быть квалифицированы
как нарушение установленных запретов для «вертикальных» соглашений или
незаконная координация. Соответственно, указывается в Рекомендациях, не исключена
возможность признания этих практик допустимыми по основаниям, указанным в ст.
12 и 13 Закона о защите конкуренции.