|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
В начале
января Федеральная антимонопольная служба опубликовала топ-10 судебных дел за прошедший
год. Особого внимания среди этой десятки заслуживает дело о завышении
производителями отпускных цен на дорогостоящие лекарства в России. Оно
отражает тенденцию, имеющую практический характер и перспективы
законодательного закрепления. Речь идет о пересмотре и снижении
в некоторых случаях ранее согласованных предельных цен и усилении
регуляторного контроля.
ФАС
России во исполнение Поручения Президента РФ1 провела международный сравнительный
анализ цен на дорогостоящие лекарственные препараты, включенные в программы
«7 нозологий», «ВИЧ и гепатиты», «Туберкулез и вакцины». В результате
выявлено много случаев превышения зарегистрированных предельных отпускных цен над минимальными
в референтных странах.
Ведомство предложило
всем владельцам и держателям регистрационных удостоверений на указанные
препараты подать заявления о снижении зарегистрированных предельных отпускных
цен, после чего ряд фармацевтических компаний уменьшили их добровольно.
Однако на практике
встречаются ситуации, когда решения о ранее согласованных ценах были
отменены ФАС России в порядке, предусмотренном Правилами
государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых
производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные
препараты, включенные в перечень ЖНВЛП2. Согласно Правилам, антимонопольная служба
вправе отменить ранее принятое решение о согласовании предельной отпускной
цены, если фармацевтическая компания предоставила недостоверные сведения,
повлиявшие на его результат3.
Прецедентное
решение ФАС России (признано законным судами трех инстанций) – об отмене
ранее принятого решения о согласовании цен на препарат «Акинетон» фармацевтической
компании «Десма ГмбХ»4. Отмена была связана с тем, что еще в 2010 г. представитель
держателя (владельца) регистрационных удостоверений лекарственного препарата представил
в Федеральную службу по тарифам5 недостоверные сведения, а это
в свою очередь привело к регистрации необоснованно высокой предельной
отпускной цены.
С позиции
антимонопольного органа, недостоверными являются искаженные сведения, не отражающие
фактической ситуации, которые не позволили с достоверностью принять решение
в рамках полномочий, данных ранее ФСТ России. Так, компания «Десма
ГмбХ» представила в эту службу информацию о ценах на препарат
«Акинетон» только на территории Германии, а сведения об отсутствии
в обращении препарата в остальных референтных странах на дату
регистрации цены в 2010 г. не передала. Между тем в Австрии,
Чехии и Швейцарии, где «Акинетон» находился в обращении, цена была в несколько
раз меньше, чем в России.
По сути,
антимонопольный орган возлагает ответственность на фармацевтические компании
за ранее принятое ФСТ России решение и применяет более позднее
законодательство к отношениям, возникшим до его принятия. На момент
регистрации предельных цен на лекарственные препараты в 2010–2015 гг.
действовала следующая методика теперь уже упраздненного ведомства: цены на лекарства,
локализованные в РФ на стадии упаковки, регистрировались по правилам,
утвержденным для российских производителей, то есть без сравнения их
с ценами на аналогичные препараты в референтных странах. На наш
взгляд, это и послужило основной причиной сложившейся ситуации.
На данный
момент Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении
изменений в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении
лекарственных средств»6. С его помощью планируется фактически закрепить полномочия ФАС России в рамках
проведения экономического анализа предельных отпускных цен на лекарственные
препараты при их регистрации.
Законопроект
предложено принять в целях утверждения Правительством РФ правил обязательной
перерегистрации ранее зарегистрированных предельных отпускных цен и установления
обязанности держателей (владельцев) регистрационных удостоверений лекарственных
препаратов снижать такие цены.
Предусмотрен
также исчерпывающий перечень случаев, когда эта обязанность должна быть исполнена.
В частности, когда цены снизились в иностранной валюте на препарат
в государстве производителя и в странах, где этот препарат
зарегистрирован и (или) в которые поставляется производителем, и когда
они уменьшились на референтные лекарства.
Наконец, планируется
обязательная перерегистрация в 2019–2020 гг. предельных отпускных цен
производителей на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП,
зарегистрированных ранее по различным методикам.
Если предлагаемые
законопроектом изменения вступят в силу, на законодательном уровне
будет закреплен уже сложившийся на практике подход ФАС России к отмене
решений о согласовании предельных отпускных цен на лекарства, а контроль
за ними усилится.
________________
1 Поручение Президента РФ
от 27.07.2016 № Пр-1452 (п. 3).
2 Постановление Правительства РФ
от 29.10.2010 № 865 (ред. от 08.10.2018) «О государственном
регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
3 См., например: решения ФАС России
от 19.12.2016 № ИА/88142/16, от 28.02.2017 № ИА/12519/17.
4 Решения ФАС России
от 15.08.2017 № АИ/55886/17, АС г. Москвы
от 02.03.2018 по делу № А40-214936/17-153-1419; постановления
9-го ААС от 17.05.2018 по делу № А40-214936/17, АС МО
от 04.10.2018 по делу № А40-214936/17.
5 Упразднена Указом Президента РФ
от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного
управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного
регулирования». Правопреемница ФСТ России — ФАС России.
6 Законопроект № 592388-7
«О внесении изменений в Федеральный закон „Об обращении
лекарственных средств“ в части государственного регулирования цен
на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов».