На сайте ФАС России опубликовано письмо от 25.12.2018 № СП/106730/18 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о нарушении
антимонопольного законодательства, выдаче и исполнении предупреждений».
В документе служба напоминает, что принятие антимонопольным органом
решения о возбуждении дела о нарушении п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10, ст. 14.1,
14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения
предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Предупреждение должно содержать:
- выводы о наличии оснований для его выдачи;
- нормы антимонопольного законодательства,
которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается
предупреждение;
- перечень действий, направленных на
прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и
условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение
последствий такого нарушения;
- разумный срок их выполнения.
Лицо, которому выдано предупреждение, обязано
рассмотреть его в срок, указанный в предупреждении.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в
течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
При этом предупреждение должно содержать
ясно сформулированные и заведомо исполнимые требования, не допускающие
неоднозначного толкования.
Отсутствие в предупреждении четкого перечня
действий, которые следует совершить лицу, которому оно выдано в целях
прекращения нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и
условий, способствовавших возникновению такого нарушения, может служить
основанием для его отмены (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского
округа от 27.04.2018 по делу № АЗ1-1088/2017).
ФАС России указывает, что
предупреждение не может быть выдано, если на момент
принятия решения о его выдаче действия (бездействие), которые
содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, прекращены.
Вместе с тем, если последствия нарушения
продолжают существовать, то антимонопольный орган обязан выдать предупреждение
об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого
нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Также антимонопольное ведомство
подчеркивает, что предупреждение должно обладать признаком исполнимости.
Например, в целях пресечения действий
органов местного самоуправления по передаче объектов теплоснабжения,
водоснабжения, водоотведения без проведения обязательного конкурса
целесообразно выдавать предупреждения не только о необходимости отмены решения
о заключении соглашения о передаче указанных объектов, но и о принятии мер по устранению
последствий такого нарушения, а именно по возврату незаконно переданного
имущества (письмо ФАС России от 26.02.2018 № ВК/12509/18).
Служба также напоминает, что не предусмотрена возможность отмены,
пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам ранее выданного
предупреждения.
В ситуации, когда предупреждение было выдано
по признакам нарушения антимонопольного законодательства и не исполнено, но при
подготовке заключения по результатам правовой экспертизы антимонопольный орган,
изучив имеющиеся документы и материалы (в том числе дополнительно
представленные), пришел к выводу, что признаки нарушения антимонопольного
законодательства на момент выдачи предупреждения отсутствовали, следует принять
решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного
законодательства в соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции.
ФАС России сообщает также, что при исполнении
предупреждения после истечения установленного в нем срока необходимо
исходить из того, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении
антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее
предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение
антимонопольного законодательства, в связи с его устранением (ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите
конкуренции).
С учетом данного положения в случае
исполнения предупреждения и поступления информации об этом в антимонопольный
орган после истечения установленного в нем срока, но до возбуждения дела о
нарушении антимонопольного законодательства такое дело не может быть
возбуждено, а заявителю (при его наличии) должно быть направлено решение об
отказе в возбуждении дела в связи с устранением признаков нарушения.
В письме также приводится алгоритм действий
для антимонопольных органов в случае, если суд первой инстанции отменяет
предупреждение антимонопольного органа, а дело о нарушении антимонопольного
законодательства уже возбуждено.
Разъяснение также содержит позицию ФАС России по
вопросам:
- проведения анализа состояния конкуренции на
товарном рынке перед выдачей предупреждения;
- выдачи предупреждения о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства потенциальному участнику рынка, в
частности связанного с недобросовестной конкуренцией;
- определения разумного срока выполнения
предупреждения;
- продления срока исполнения предупреждения до
его истечения по обращению хозсубъекта;
- предоставления в антимонопольный орган недостоверной
информации об исполнении предупреждения после принятия решения об отказе в
возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- возможности предоставления антимонопольным
органом разъяснений предупреждения по ходатайству лица, которому оно выдано.