|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
Глобальный
характер бизнес-процессов и потенциальная опасность антиконкурентных
действий иностранных лиц на рынках
ЕАЭС диктуют необходимость расширить полномочия ЕЭК. Целесообразно наделить Комиссию
правом расследовать антимонопольные дела с участием компаний, которые
зарегистрированы в странах, не входящих в Союз.
Договор
о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014) определяет пределы контроля ЕЭК за соблюдением антимонопольных запретов и устанавливает
общие принципы и правила конкуренции, с помощью которых выявляются и пресекаются
правонарушения, как совершенные на территориях стран-членов, так и отрицательно
влияющие на конкуренцию на трансграничных рынках (разд. XVIII, приложение № 19).
Согласно Критериям
отнесения рынков к трансграничным таковым признается рынок, чьи географические
границы охватывают территории двух и более стран – членов Союза (Критерии определены Решением Высшего
Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29). Для разных
нарушений общих правил конкуренции – таких как злоупотребление
доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и заключение антиконкурентного
соглашения – выделяются дополнительные условия. Это позволяет отнести рынок
к трансграничным и вынести антимонопольное разбирательство на наднациональный
уровень.
Возбуждать
и рассматривать
дела ЕЭК вправе по нескольким основаниям: (1) если сама Комиссия обнаружила
признаки нарушения, а также по результатам рассмотрения заявлений (2) от физических
или юридических лиц и (3) от уполномоченных органов стран –членов ЕАЭС в сфере защиты конкуренции.
Остается
открытым вопрос о полномочиях ЕЭК в случаях, когда антиконкурентные
действия совершили компании, зарегистрированные в странах, не входящих
в ЕАЭС. Правоприменительная практика Комиссии еще не получила
широкого распространения, но уже
позволила обнаружить в этой сфере правовые проблемы.
Были
выявлены случаи, когда действия таких компаний могли вызвать негативные
последствия для конкуренции союзного рынка. Примеры подобных расследований
ЕЭК уже есть, и Комиссия выносила рекомендации о приведении некоторых
бизнес-практик иностранных лиц в соответствие с антимонопольными требованиями
ЕАЭС. Фактически эти рекомендации имели обязательный характер. Между тем в условиях
нынешнего правового регулирования у ЕЭК нет полномочий воздействовать на таких
нарушителей, поскольку ее компетенция не выходит за географические границы
Союза.
В российском
антимонопольном законодательстве давно применяется принцип экстерриториальности:
нормы Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяются на соглашения и иные
действия российских и иностранных лиц, совершенные вне РФ, которые
оказывают влияние на состояние конкуренции в ней (ч. 2 ст. 3
Закона).
Представляется,
что для подобных случаев и ЕЭК следует наделить полномочиями по проведению
расследований и рассмотрению дел в отношении иностранных ответчиков,
зарегистрированных за пределами ЕАЭС. Глобализация и интеграция
бизнеса могут повлечь перенос антиконкурентных практик на трансграничные
рынки Союза, а предоставление Комиссии более широких прав позволит выявлять
и пресекать такие правонарушения.
Чтобы решить
эту проблему, необходимо будет внести изменения в наднациональное
конкурентное законодательство, в частности в Договор о ЕАЭС и Критерии
отнесения рынка к трансграничным.