На полях
Петербургского международного юридического форума 18 мая 2018 г.
прошла сессия «Глобальная экономическая концентрация». Участники встречи проанализировали
уроки двух сделок глобальной экономической концентрации: Bayer-Monsanto и «Яндекс»-Uber. И обсудили новые
регуляторные подходы к определению рынков при рассмотрении таких сделок,
а также формированию структурных и поведенческих требований к их
участникам.
О
последних тенденциях в этой сфере рассказал Майкл Рейнольдс, советник Allen & OveryLLP (Бельгия). По его словам,
сейчас сделки глобальной экономконцентрации наиболее популярны на рынках
телекома, СМИ, в секторе биомедицинской науки, обрабатывающей
промышленности. Спикер отметил смещение подхода регуляторов к оценке
поведения корпораций: если ранее антимонопольные ведомства особое внимание уделяли
структурной оценке сделок и выстраивали соответствующие методы регулирования,
то сейчас акцент делается именно на поведенческих схемах и, соответственно,
выстраиваются поведенческие меры защиты. Майкл Рейнольдс указал на тенденцию
наложения крупных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства еще
до совершения сделок (например, за предоставление информации о сделке
не в полном объеме, попытки осуществить слияние до одобрения
сделки). Еще один тренд – вертикальные слияния.
Профессор
Университетского колледжа Лондона Янис Лианос также отметил, что необходимо пересматривать
концепцию определения рынков, расширяя ее инструментарий. В концепции нужно
учитывать не только горизонтальную концентрацию, но и вертикальную. Он
рассказал о новых схемах, появляющихся на глобальных рынках.
Например, использование компаниями метода архитектурного преимущества. При такой
схеме компании не только конкурируют друг с другом, но и «дружат»,
пытаясь контролировать общие условия конкурентной игры. В этом случае
конкуренции придается видимый эффект, в то время как на рынке годами
действуют одни и те же игроки.
В
продолжение дискуссии о границах глобального рынка и оценке
экономической концентрации партнер RBBEconomics (Великобритания) Виталий Пружанский отметил, что при рассмотрении
подобных сделок нужно оценивать в первую очередь глобальные продажи
компаний и доли рынков, барьеры для новых игроков. Алексей Иванов, директор Института права и развития
ВШЭ – Сколково, ответил на это, что рыночные доли – плохой
индикатор, так как границы рынков быстро меняются и, следовательно, их доли
становятся крайне неустойчивыми. Нужно руководствоваться «поведенческими» индикаторами,
уверен он. Так, в сделках экономконцентрации должны быть оценены: барьеры
входа на рынок (новые и действующие), усиление стимулов для антиконкурентных
согласованных действий, повышение вероятности злоупотребления объединенной
компанией своей рыночной властью. В своем выступлении Алексей Иванов указал
и на другие проблемы в сфере глобальных сделок: неспособность
национального законодательства в полной мере контролировать такие сделки (по мнению
спикера, здесь нужна кооперация стран БРИКС) и слишком маленький размер
штрафа за нарушения.
Представители
российского антимонопольного ведомства единодушно согласились с такими выводами.
Модератор
сессии Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС
России, отметил, что российское антимонопольное ведомство уже обсуждает с коллегами
по БРИКС создание механизма использования сходных подходов при рассмотрении
сделок экономической концентрации на глобальных рынках. Он считает, что
для самих компаний будет удобнее и эффективнее предоставлять
регуляторам одинаковый объем информации и в одни и те же сроки.
В этом случае конкурентные ведомства разных стран смогут обеспечить
схожесть решений. Андрей Цыганов предложил установить разумные сроки рассмотрения
сделок экономической концентрации (выходящие за пределы одного-двух
месяцев). Кроме того, по его мнению, при рассмотрении сделок нужно
выявлять сетевые эффекты и установить четкое определение того, что под этими
эффектами понимается и как они высчитываются.
Его коллега,
начальник Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко, указала на необходимость
закрепить на законодательном уровне возможность привлекать экспертов (институт
трасти) при оценке сделок глобальной экономической концентрации, а также
ужесточить ответственность за неисполнение предписаний антимонопольного органа.
Эти предложения предопределены практикой и опытом конкретных кейсов –сделок Bayer-Monsanto и «Яндекс»-Uber, которые выявили несовершенство действующего
антимонопольного регулирования.
Фото: ООО «КЦ «ПМЮФ».
Юлия
Терешко,
эксперт журнала «Конкуренция и право»