Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2,
2018 г.
Условия и вызовы цифровой экономики требуют современных
подходов к регулированию в сфере защиты конкуренции и соответствующих
законодательных изменений, которые уже обретают очертания: разработанный ФАС
России пятый антимонопольный пакет представлен на суд экспертного
сообщества. Одна из новаций – ввести распространенный в мировой
практике институт доверенных лиц (trustees). Мотивы регулятора усилить контроль
за исполнением предписаний спецпознаниями экспертов, когда сделки
экономической концентрации все чаще переходят в «цифру» и получают
приставку мега-, понятны и логичны. Но есть сомнения в том, что
предложенная модель трасти будет работать в России.
Бурное развитие цифровых технологий и необходимость
антимонопольного органа реагировать на новые тенденции рынка
предопределили появление так называемого пятого антимонопольного пакета –
законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“
и иные законодательные акты Российской Федерации».
ФАС России предложила ввести новые понятия, в частности
«ценовой алгоритм», и уточнить действующие нормы, столкнувшись со спецификой
функционирования некоторых товарных рынков.
Так, 2 марта 2018 г. ведомство признало ООО «ЛГ
Электроникс РУС» нарушившим антимонопольные требования. По мнению ФАС
России, компания незаконно координировала экономическую деятельность реселлеров
смартфонов LG, что привело к установлению и поддержанию цен на этот
товар1. Инструментом координации послужил специальный ценовой алгоритм, с помощью
которого производитель мониторил розничные цены на свои смартфоны.
Регулятор впервые пришел к выводу, что хозяйствующий
субъект осуществлял координацию, в том числе с помощью ценового алгоритма.
Использование таких алгоритмов само по себе не нарушает
антимонопольное законодательство, но в данном случае представляет собой
обстоятельство, способствовавшее совершению противоправных действий.
В своем промежуточном решении по сделке – о продлении
срока рассмотрения ходатайства о поглощении германской фармацевтической
компанией «Байер АГ» одного из лидеров агротехнологического рынка «Монсанто
Кампани» – антимонопольная служба предварительно сформулировала новые
подходы к регулированию сделок по экономической концентрации.
К сведению
Сделку «Байер АГ» и «Монсанто Кампани» уже одобрили Бразилия,
ЮАР и Китай. США, Индия и Россия еще не приняли окончательного
решения. Еврокомиссия 21 марта 2018 г. одобрила сделку, выдав
структурные и поведенческие условия.
Эта сделка носит глобальный характер и согласовывается одновременно
антимонопольными ведомствами разных стран.
По мнению ФАС России, в результате объединения
бизнеса «Байер АГ» и «Монсанто Кампани» существенно усилится положение
этих компаний как на мировом рынке, так и в РФ по объему
продаж на рынке семян, средств защиты растений и цифровых решений
агротехнологий. Поэтому в своем промежуточном решении регулятор выдвинул несколько
условий, направленных на создание механизма трансфера технологий российским
компаниям. Благодаря этому появится доступ, во-первых, к данным и знаниям
(большим данным, или big data), необходимым для выведения новых сортов (гибридов)
культур, а во-вторых, к цифровым платформам точного земледелия.
ФАС России столкнулась с необходимостью создания эффективного
механизма мониторинга и контроля за исполнением своего предписания о передаче
больших данных. Обусловлено это огромными объемами информации, которые подлежат
трансферу от одного участника сделки к другому. Для таких целей регулятор
привлек третье (доверенное) лицо. Оно будет мониторить исполнение предписания
антимонопольного органа: то, как «Байер АГ» передает российским компаниям технологии,
обеспечивая недискриминационный доступ к ним.
Понятие доверенного лица введено и в законопроекте:
это юридическое или физическое лицо, определенное антимонопольным органом для выполнения
функций по мониторингу и содействию в исполнении предписания.
Институт доверенных лиц (trustees) давно и успешно
применяется в практике по рассмотрению сделок по слиянию и поглощению
Еврокомиссией и конкурентными национальными ведомствами зарубежных стран2.
Доверенные лица назначаются, когда регуляторам нужны специальные познания в определенных
сферах бизнеса.
Европейская практика различает:
- Monitoring Trustees, которые контролируют выполнение
обязательств, возложенных конкурентными ведомствами на стороны сделки;
- Divestiture Trustees, которые выполняют обязанности по продаже
бизнеса покупателю в соответствии с условиями, выдвинутыми
конкурентными ведомствами3.
В зависимости от конкретной ситуации и задач trustees
могут быть: фирмы, специализирующиеся на подобной работе или предоставляющие
услуги по бухгалтерскому учету; юридические фирмы; банки, оказывающие подобные
услуги, и пр. Доверенное лицо назначается с предварительного согласия
Еврокомиссии или конкурентного ведомства европейской страны и действует на основании
договора, заключенного между ним и участниками сделки4.
В целом инициативу внедрить в российское
антимонопольное регулирование институт доверенных лиц можно оценить положительно:
современные рынки очень многообразны и специфичны, и регулятору требуется
квалифицированная помощь такого рода экспертов для выполнения функций по
мониторингу исполнения все более сложных предписаний ФАС России. Однако есть
некоторые сомнения в том, насколько эффективно будет работать институт
трасти в России.
Предполагается, что деятельность доверенных лиц будут
финансировать стороны сделки, в частности покупатели по сделке, как
это уже предложено «Байер АГ» в промежуточном решении ФАС России.
Несмотря на то что в Европейском союзе такая практика существует, в нашей
стране подобный подход вряд ли окажется действенным из-за особенностей
российского менталитета. Может возникнуть конфликт интересов у доверенного
лица, которое призвано контролировать исполнение предписания ФАС России
стороной сделки, но финансируется этой же стороной сделки.
Концептуального решения также требует вопрос о том, необходимо ли
и каким именно образом закрепить понятие ценового алгоритма на уровне
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции).
Практика показывает, что использование ценовых алгоритмов способно
как позитивно повлиять на экономику, так и усилить отрицательные
последствия для рынка, причиненные нарушением антимонопольного
законодательства. В законопроекте предлагается в ст. 13 Закона о защите
конкуренции закрепить возможность доказывать положительные эффекты от использования
ценовых алгоритмов, а в КоАП РФ – ценовой алгоритм в качестве
отягчающего обстоятельства, которое может повлечь повышенную административную
ответственность. В реальности это может обернуться тем, что положительный
эффект от использования этого инструмента нарушителю доказать не удастся,
но антимонопольный орган истолкует такое использование как отягчающее
обстоятельство и нарушитель будет необоснованно привлечен к повышенной
административной ответственности.
Существенной доработки требует и новое понятие «сетевой
эффект», также следует определить круг ситуаций, когда антимонопольному органу
необходимо будет эти эффекты оценивать.
Законопроект нуждается в масштабном обсуждении представителями
ФАС России, бизнес-сообществом и экспертами. Эта дискуссия уже открыта и, скорее
всего, продлится немало времени.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
______________
1 Решение ФАС России от 02.03.2018 по делу № 1-11-18/00-22-17.
2 Commission Decision of 4 March 2009 on the deletion
of Article 7 of Decision 2007/53/EC relating to a proceeding pursuant
to Article 102 of the Treaty on the Functioning of the European Union and
Article 54 of the EEA Agreement against Microsoft Corporation and
repealing Decision C (2005) 2988 final.
3 Standard Trustee Mandate, Version 5, December 2013.
4 Explanatory note of European Commission „Best Practice
Guidelines: The Commission’s Model Texts for Divestiture Commitments and the
Trustee Mandate under the EC Merger Regulation“.