Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19877
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16782
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16742
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37931
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19048
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Главные сюжеты /  Антимонопольный ответ на цифровой вызов
Антимонопольный ответ на цифровой вызов

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2018 г.


Условия и вызовы цифровой экономики требуют современных подходов к регулированию в сфере защиты конкуренции и соответствующих законодательных изменений, которые уже обретают очертания: разработанный ФАС России пятый антимонопольный пакет представлен на суд экспертного сообщества. Одна из новаций – ввести распространенный в мировой практике институт доверенных лиц (trustees). Мотивы регулятора усилить контроль за исполнением предписаний спецпознаниями экспертов, когда сделки экономической концентрации все чаще переходят в «цифру» и получают приставку мега-, понятны и логичны. Но есть сомнения в том, что предложенная модель трасти будет работать в России.


Бурное развитие цифровых технологий и необходимость антимонопольного органа реагировать на новые тенденции рынка предопределили появление так называемого пятого антимонопольного пакета – законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и иные законодательные акты Российской Федерации».

ФАС России предложила ввести новые понятия, в частности «ценовой алгоритм», и уточнить действующие нормы, столкнувшись со спецификой функционирования некоторых товарных рынков.

Так, 2 марта 2018 г. ведомство признало ООО «ЛГ Электроникс РУС» нарушившим антимонопольные требования. По мнению ФАС России, компания незаконно координировала экономическую деятельность реселлеров смартфонов LG, что привело к установлению и поддержанию цен на этот товар1. Инструментом координации послужил специальный ценовой алгоритм, с помощью которого производитель мониторил розничные цены на свои смартфоны.

Регулятор впервые пришел к выводу, что хозяйствующий субъект осуществлял координацию, в том числе с помощью ценового алгоритма. Использование таких алгоритмов само по себе не нарушает антимонопольное законодательство, но в данном случае представляет собой обстоятельство, способствовавшее совершению противоправных действий.

В своем промежуточном решении по сделке – о продлении срока рассмотрения ходатайства о поглощении германской фармацевтической компанией «Байер АГ» одного из лидеров агротехнологического рынка «Монсанто Кампани» – антимонопольная служба предварительно сформулировала новые подходы к регулированию сделок по экономической концентрации.

 

К сведению

Сделку «Байер АГ» и «Монсанто Кампани» уже одобрили Бразилия, ЮАР и Китай. США, Индия и Россия еще не приняли окончательного решения. Еврокомиссия 21 марта 2018 г. одобрила сделку, выдав структурные и поведенческие условия.

 

Эта сделка носит глобальный характер и согласовывается одновременно антимонопольными ведомствами разных стран.

По мнению ФАС России, в результате объединения бизнеса «Байер АГ» и «Монсанто Кампани» существенно усилится положение этих компаний как на мировом рынке, так и в РФ по объему продаж на рынке семян, средств защиты растений и цифровых решений агротехнологий. Поэтому в своем промежуточном решении регулятор выдвинул несколько условий, направленных на создание механизма трансфера технологий российским компаниям. Благодаря этому появится доступ, во-первых, к данным и знаниям (большим данным, или big data), необходимым для выведения новых сортов (гибридов) культур, а во-вторых, к цифровым платформам точного земледелия.

ФАС России столкнулась с необходимостью создания эффективного механизма мониторинга и контроля за исполнением своего предписания о передаче больших данных. Обусловлено это огромными объемами информации, которые подлежат трансферу от одного участника сделки к другому. Для таких целей регулятор привлек третье (доверенное) лицо. Оно будет мониторить исполнение предписания антимонопольного органа: то, как «Байер АГ» передает российским компаниям технологии, обеспечивая недискриминационный доступ к ним.

Понятие доверенного лица введено и в законопроекте: это юридическое или физическое лицо, определенное антимонопольным органом для выполнения функций по мониторингу и содействию в исполнении предписания.

Институт доверенных лиц (trustees) давно и успешно применяется в практике по рассмотрению сделок по слиянию и поглощению Еврокомиссией и конкурентными национальными ведомствами зарубежных стран2. Доверенные лица назначаются, когда регуляторам нужны специальные познания в определенных сферах бизнеса.

Европейская практика различает: 

  • Monitoring Trustees, которые контролируют выполнение обязательств, возложенных конкурентными ведомствами на стороны сделки;
  • Divestiture Trustees, которые выполняют обязанности по продаже бизнеса покупателю в соответствии с условиями, выдвинутыми конкурентными ведомствами3

В зависимости от конкретной ситуации и задач trustees могут быть: фирмы, специализирующиеся на подобной работе или предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету; юридические фирмы; банки, оказывающие подобные услуги, и пр. Доверенное лицо назначается с предварительного согласия Еврокомиссии или конкурентного ведомства европейской страны и действует на основании договора, заключенного между ним и участниками сделки4.

В целом инициативу внедрить в российское антимонопольное регулирование институт доверенных лиц можно оценить положительно: современные рынки очень многообразны и специфичны, и регулятору требуется квалифицированная помощь такого рода экспертов для выполнения функций по мониторингу исполнения все более сложных предписаний ФАС России. Однако есть некоторые сомнения в том, насколько эффективно будет работать институт трасти в России.

Предполагается, что деятельность доверенных лиц будут финансировать стороны сделки, в частности покупатели по сделке, как это уже предложено «Байер АГ» в промежуточном решении ФАС России. Несмотря на то что в Европейском союзе такая практика существует, в нашей стране подобный подход вряд ли окажется действенным из-за особенностей российского менталитета. Может возникнуть конфликт интересов у доверенного лица, которое призвано контролировать исполнение предписания ФАС России стороной сделки, но финансируется этой же стороной сделки.

Концептуального решения также требует вопрос о том, необходимо ли и каким именно образом закрепить понятие ценового алгоритма на уровне Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Практика показывает, что использование ценовых алгоритмов способно как позитивно повлиять на экономику, так и усилить отрицательные последствия для рынка, причиненные нарушением антимонопольного законодательства. В законопроекте предлагается в ст. 13 Закона о защите конкуренции закрепить возможность доказывать положительные эффекты от использования ценовых алгоритмов, а в КоАП РФ – ценовой алгоритм в качестве отягчающего обстоятельства, которое может повлечь повышенную административную ответственность. В реальности это может обернуться тем, что положительный эффект от использования этого инструмента нарушителю доказать не удастся, но антимонопольный орган истолкует такое использование как отягчающее обстоятельство и нарушитель будет необоснованно привлечен к повышенной административной ответственности.

Существенной доработки требует и новое понятие «сетевой эффект», также следует определить круг ситуаций, когда антимонопольному органу необходимо будет эти эффекты оценивать.

Законопроект нуждается в масштабном обсуждении представителями ФАС России, бизнес-сообществом и экспертами. Эта дискуссия уже открыта и, скорее всего, продлится немало времени.


 Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

______________

1 Решение ФАС России от 02.03.2018 по делу № 1-11-18/00-22-17.

2 Commission Decision of 4 March 2009 on the deletion of Article 7 of Decision 2007/53/EC relating to a proceeding pursuant to Article 102 of the Treaty on the Functioning of the European Union and Article 54 of the EEA Agreement against Microsoft Corporation and repealing Decision C (2005) 2988 final.

3 Standard Trustee Mandate, Version 5, December 2013.

4 Explanatory note of European Commission „Best Practice Guidelines: The Commission’s Model Texts for Divestiture Commitments and the Trustee Mandate under the EC Merger Regulation“. 


06 апреля 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.