Федеральная антимонопольная служба, выполняя декабрьский наказ главы государства, подготовила свой вариант законопроекта «О федеральной контрактной системе», который регламентирует все стадии размещения заказов. Предложенный подход к совершенствованию системы госзаказа, говорят его авторы, является эволюционным и сохраняет при этом сформированную за последние годы судебную практику.
Согласно проекту в целях формирования корректных начальных (максимальных) цен контрактов по решению Правительства РФ создается Единый центр экономической конъюнктуры рынков. Правительство устанавливает ограничения для федерального, регионального и муниципального уровня по возможности закупки продукции «премиум-класса». На уровне регионов и муниципальных образований могут быть установлены дополнительные ограничения.
Запрос котировок заменяется процедурой короткого электронного аукциона с повышением порога закупки до 7 млн. рублей, извещение о проведении которого размещается всего за 4 рабочих дня до электронного аукциона. Цель предложения - снижение уровня коррупции.
Для повышения эффективности института реестра недобросовестных поставщиков в этот реестр включаются сведения не только о компании, но и о физическом лице, которое ей управляет.
Предусмотрено право заказчиков устанавливать дополнительные требования к участникам торгов с начальной ценой контракта более 10 млн. руб. о наличии опыта исполнения аналогичных контрактов (цена исполненного контракта должна быть не менее 20% от начальной цены контракта, на которую претендует участник). Если начальная цена более 50 млн. рублей, то учитывается опыт участника за последние 5 лет. Если начальная цена менее 50 млн. рублей - опыт за последние 3 года.
Предлагается расширить перечень случаев возможности размещения заказа по единице продукции (когда объем закупаемой продукции не может быть определен заранее).
Для целей исключения мошенничества при предоставлении финансового обеспечения в соответствии с проектом уполномоченный федеральный орган власти проводит централизованную проверку поручителей и включение их в специальный реестр, размещаемый на общероссийском портале. В отдельных реестрах учитываются все выданные банковские гарантии и поручительства. При этом осуществляется проверка на предмет недопустимости превышения лимита предоставления банковских гарантий и поручительств.
Предусмотрено введение платности за необоснованность жалобы. Предприниматели имеют возможность быстро защитить свои права через процедуру административного обжалования. Срок рассмотрения жалобы – 5 рабочих дней. Вся информация по жалобе и принятом решении размещается на официальном сайте. Если жалоба необоснованная, то уплачивается государственная пошлина в размере 0,1% от цены контракта (но не менее 2 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей). Пошлина уплачивается либо через электронную площадку, либо платежным поручением.
Журнал «Конкуренция и право»