ФАС России, ссылаясь на вызовы цифровой
экономики и необходимость
повысить уровень экономической безопасности РФ, в очередной раз предложила снять
антимонопольные иммунитеты с объектов интеллектуальной собственности. Проанализируем
«старо-новую» инициативу и аргументацию
разработчиков.
Многие исследователи
и практикующие юристы считают, что распространение антимонопольного
законодательства на интеллектуальную собственность (далее также – ИС)
ослабит значимость исключительных прав и, следовательно, систему их охраны
и защиты.
Ограничение
исключительных прав, в том числе антимонопольными органами, не идет
на пользу правообладателям и мешает инновационному развитию рынка. В отношении правовой
охраны и (или) защиты исключительных прав антимонопольные запреты
действуют лишь отчасти. Они не должны искажать смысл и назначение исключительного
права, в основе которого лежит идея юридической (легальной) монополии. При этом,
безусловно, недопустимо злоупотреблять исключительным правом, оказывая влияние
на участников рынка.
В некоторых
развитых странах «антимонопольный иммунитет» предоставляется авторским правам,
средствам индивидуализации, отдельным видам действий или соглашений по распоряжению
исключительными правами. Антимонопольные ограничения исключительных прав используются
применительно к лекарственным препаратам – например, в РФ для этого
существует принудительное лицензирование.
Присоединившись
к Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(заключено в Марракеше 15.04.1994; далее – ТРИПС), наше государство
обязалось обеспечивать справедливую защиту прав на объекты ИС. Между тем наблюдается
обратная тенденция. Яркое тому подтверждение – уменьшение в ряде
случаев минимального размера компенсации за нарушение исключительных прав
(Постановление КС РФ от 13.12.2016 № 28-П) и предлагаемое снятие
«антимонопольных иммунитетов», что очевидным образом скажется на инвестиционной
привлекательности.
Законодательные инициативы ФАС России
Часть 9
ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) появилась в конце
2011 г. А уже в начале 2012 г. начались дискуссии о необходимости
исключить из Закона не только эту новую норму, но и ч. 4
ст. 10.
Вступивший
в 2016 г. в силу четвертый антимонопольный пакет не смог
распространить влияние законодательства о защите конкуренции на отношения,
связанные с интеллектуальной собственностью. Предлагавшиеся ФАС России
поправки не получили поддержки.
В октябре
2017 г. антимонопольная служба предложила новый законопроект о внесении
изменений в Закон о защите конкуренции.
Предложенные к отмене нормы
Часть 9 ст. 11 Закона
о защите конкуренции: требования настоящей статьи о запрете на ограничивающие конкуренцию
соглашения хозяйствующих субъектов не распространяются на соглашения
о предоставлении и (или) об отчуждении права использования
результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации
юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Часть 4 ст. 10 Закона
о защите конкуренции: требования настоящей статьи о запрете на злоупотребление
хозяйствующим субъектом доминирующим положением не распространяются на действия
по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации
юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Обоснование
и его анализ
Необходимость
подготовки законопроекта об исключении из Закона о защите
конкуренции ч. 9 ст. 11 и ч. 4 ст. 10 обосновывается
тем, что рынок и конкуренция стремительно меняются. Происходит цифровизация
глобальной экономики, торговые площади и операционная деятельность
перемещаются в Интернет. Программное обеспечение принадлежит глобальным
игрокам – Google,
Apple,
Microsoft.
На рынках информационного поиска, оптовой и розничной торговли,
страхования, образования, перевозок, туристических услуг появляются так
называемые агрегаторы.
В этих
условиях, угрожающих стабильности и балансу интересов участников цифровых
рынков, российским компаниям нужна защита. Принятие законопроекта,
по мнению его разработчиков, «позволит снизить зависимость Российской
Федерации от иностранных патентообладателей, что, в свою очередь,
повысит уровень экономической безопасности Российской Федерации».
Следует
заметить, что законопроект относится ко всем без исключения объектам ИС
(а не только к программному обеспечению – единственному
упоминаемому разработчиками объекту) и ко всем субъектам
предпринимательской деятельности (не только к иностранным
патентообладателям).
Обратите
внимание
В России
программы для ЭВМ отнесены к объектам авторского права и патенты
на них не выдаются; иностранным правообладателям в силу
международных договоров предоставляется национальный режим охраны.
К обоснованию
законопроекта есть вопросы.
1. Чтобы усилить свою позицию, разработчики
апеллируют к Договору о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014). Отмечается,
что в этом документе нет оговорки «о неприменении запрета на занятия
доминирующего положения <…> к действиям по осуществлению
исключительного права, а также о возможности установления иного
национальным законодательством».
Правда, авторы
законопроекта забывают о разд. ХХIII«Интеллектуальная собственность» Договора
о ЕАЭС. Положениями этого раздела предусмотрено, что одна из задач
государств-членов заключается в защите интересов обладателей прав на объекты
ИС. Среди основных направлений сотрудничества сторон – поддержка научного
и инновационного развития, предоставление благоприятных условий для обладателей
авторского права.
Кроме
того, в национальном законодательстве могут закрепляться нормы,
обеспечивающие более высокий уровень охраны и защиты прав на объекты ИС,
чем это предусмотрено в применимых к государствам-членам
международных правовых актах, а также в международных договорах и актах,
составляющих право ЕАЭС. Согласно ст. 90 Договора о ЕАЭС лицам одного
государства-члена на территории другого государства-члена предоставляется
национальный правовой режим в отношении объектов ИС.
Авторы
законопроекта не приняли во внимание и Протокол об охране и защите
прав на объекты интеллектуальной собственности (Приложение № 26 к Договору
о ЕАЭС), по которому объектам интеллектуальной собственности – в том
числе программам для ЭВМ – предоставляется правовая охрана в соответствии
с международными договорами, международными договорами и актами,
составляющими право Союза, и законодательством государств-членов. В отношении
программ для ЭВМ специально указывается на охрану согласно Бернской
конвенции по охране литературных и художественных произведений.
2. Почему-то проигнорированы
положения ТРИПС о возможности государств-членов договариваться, «что
некоторые виды лицензионной практики или условия, относящиеся к правам
интеллектуальной собственности, которые ограничивают конкуренцию, могут иметь
неблагоприятное воздействие на торговлю и препятствовать передаче и
распространению технологии».
Ничто в ТРИПС
не препятствует его членам указывать в своем законодательстве виды
лицензионной практики или условия, которые в отдельных случаях могут быть злоупотреблением
правами интеллектуальной собственности и оказывать неблагоприятное
воздействие на конкуренцию.
В соответствии
с другими положениями ТРИПС его стороны могут принимать надлежащие меры в
свете законов и правил этих сторон, чтобы предотвращать или контролировать
такую практику, которая может включать:
― исключительные условия по обратной
передаче покупателем лицензии технической информации продавцу лицензии;
― условия, предотвращающие
оспаривание юридической силы;
― принудительный пакет лицензионных
условий.
Антимонопольные
органы вполне могут использовать этот механизм.
Задумаемся,
что может означать столь непроработанное обоснование законопроекта, который
должен кардинально изменить соотношение гражданско-правового и антимонопольного
регулирования в сфере интеллектуальной собственности. Надежду на то,
что он будет отклонен?
Хотелось бы
надеяться, что он действительно не пройдет. Но не потому, что недостаточно
обоснован, а потому, что не нужен. Действующего гражданско-правового
и антимонопольного регулирования вполне достаточно для соблюдения
баланса интересов правообладателей и потребителей, для развития
добросовестной конкуренции. А отдельные случаи – например,
злоупотребление исключительными правами – всегда могут стать предметом
всестороннего анализа в административном и судебном порядке.
Валентина Орлова,
руководитель
практики интеллектуальной
собственности и товарных знаков «Пепеляев
Групп»,
профессор, докт. юрид. наук