Принятые
ФАС России разъяснения, безусловно, прогрессивный шаг в развитии антимонопольного
регулирования в целом и практики по взысканию убытков в частности.
Однако в силу специфики антимонопольной сферы может возникнуть необходимость
корректировки подходов. В частности, в вопросе учета не только прямой, но
и косвенной причинно-следственной связи при доказывании и расчете
размера убытков.
Президиум
ФАС России 11 октября 2017 г.
утвердил Разъяснение № 11 «По определению размера убытков,
причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства»
(далее — Разъяснение № 11).
В этом
документе описаны различные методики определения убытков. Предполагается, что он
будет применяться вместе с принятым 25 мая 2016 г. Разъяснением
№ 6 «Доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением
антимонопольного законодательства».
В части
возмещения убытков действуют общие нормы гражданского законодательства. Но было
очевидно, что нужны разъяснения по вопросам их расчета в связи
со спецификой антимонопольных нарушений. Россия пошла по пути
Евросоюза, где также есть отдельное руководство «По оценке ущерба в исках
об убытках, причиненных нарушениями статей 101 и 102 Договора о функционировании
ЕС».
Разъяснение
№ 11 — огромный шаг в практике антимонопольного регулирования и результат
многолетней плодотворной совместной работы ФАС России и Ассоциации
антимонопольных экспертов.
Но возникают
вопросы о дальнейшей реализации этого документа.
В
Разъяснении № 11 указано, что его положения могут применяться
антимонопольным органом в случае его участия в судебном деле по возмещению
убытков. Они также предназначены для использования в целях расчета
размера ущерба, когда назначается административное наказание за злоупотребление
доминирующим положением, манипулирование ценами на рынках электрической
энергии, заключение антиконкурентных соглашений, согласованных действий, а
также за незаконную координацию и недобросовестную конкуренцию.
Может ли
размер ущерба, рассчитанный по методикам Разъяснения № 11,
применяться в целях квалификации действий как уголовно наказуемого картеля
по ст. 178 УК РФ? С нашей точки зрения, и в гражданском
разбирательстве по возмещению убытков, и в уголовном процессе по ст. 178
УК РФ должны использоваться единообразные методики расчета ущерба,
причиненного одними и теми же антиконкурентными действиями.
Еще вопрос:
не приобретет ли Разъяснение № 11 нормативный характер, когда территориальные
органы ФАС России воспримут документ как руководство к действию и будут
применять его в целях, указанных выше? Если да, то потребуется регистрация
в Министерстве юстиции РФ.
Кроме того,
согласно Разъяснению № 11 при возмещении убытков потерпевший должен
доказать наличие прямой причинно-следственной связи между ними и нарушением
антимонопольного законодательства.
Между тем в антимонопольной
сфере негативные последствия нарушения могут возникнуть у конечного
приобретателя. Например, когда производитель устанавливает монопольно высокую
цену на товар, убытки могут возникнуть как у непосредственного
покупателя (дистрибьютора), так и у косвенного потребителя, который
приобрел этот товар у дистрибьютора. В таком случае причинно-следственная
связь не только прямая, но и косвенная.
С учетом
этого в утвержденном Президиумом ФАС России документе следовало бы
отразить и иные возможные причинные связи, которые могут учитываться при расчете
убытков.
Надо также
отметить, что в Разъяснениях № 11 не установлен приоритетный
метод расчета убытков. И это оправданно, поскольку выбор того или иного
метода во многом зависит от обстоятельств конкретного дела.
Как Разъяснение
№ 11 повлияет на судебную практику, увеличится ли количество дел
и число удовлетворенных исков, потребуется ли участие в судебном
процессе эксперта-экономиста, станет ясно, когда документ
начнет применяться на практике.
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»