Контрольно-надзорная деятельность органов государственной
власти активно реформируется. В частности, планируется внедрить риск-ориентированный
подход и в антимонопольной сфере. Рассмотрим, как изменится порядок
проведения плановых проверок и в каких случаях компании могут рассчитывать на
уменьшение их периодичности.
Риск-ориентированный подход — это глобальная
государственная программа по реформированию контрольно-надзорной
деятельности госорганов. Она уже охватила около 40 сфер, в том числе транспортную
безопасность, оборот алкогольной продукции, фармацевтику и т. п.
В соответствии с действующей редакцией Постановления
Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении
риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов
государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации» к областям контрольно-надзорной
деятельности, на которые теперь распространяется риск-ориентированный
подход, относятся также антимонопольное законодательство, закупки, государственный
оборонный заказ, тарифное регулирование и реклама.
ФАС России разработала проекты постановлений Правительства РФ1, направленные на реализацию
такого подхода при контроле за соблюдением антимонопольного
законодательства (далее — Проект Положения о госконтроле), а также
при контроле за соблюдением законодательства о госзакупках.
Проектом Положения о госконтроле предполагается установить
три категории риска. От того, к какой из них принадлежит хозяйствующий субъект,
будет зависеть частота проведения в отношении него плановых проверок ФАС
России. Основные факторы отнесения к той или иной категории:
- статус хозяйствующего субъекта: является он субъектом
естественной монополии или нет;
- годовой объем его выручки;
- отрасль (сфера) экономики, в которой осуществляется
экономическая деятельность.
В текущей редакции Проекта Положения о госконтроле
предусмотрено право на понижение категории риска при наличии в совокупности
двух условий:
- отсутствие на дату принятия решения вступившего в законную
силу постановления о назначении административного наказания за совершение
следующих правонарушений: злоупотребление доминирующим положением; заключение антиконкурентных
соглашений, осуществление согласованных действий и координации
экономической деятельности; недобросовестная конкуренция; нарушение
антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности;
невыполнение решений и предписаний антимонопольного органа;
непредставление ходатайств и уведомлений, сведений (информации) в антимонопольный
орган в течение трех лет до даты принятия решения о присвоении
(изменении) категории риска;
- функционирование у хозяйствующего субъекта в течение
не менее одного года системы внутреннего обеспечения соответствия его
деятельности требованиям антимонопольного законодательства (далее —
Система), требования к которой определяются ФАС России.
Во втором пункте фактически речь идет об антимонопольном
комплаенсе в компании, понятие которого планируется закрепить в российском
антимонопольном законодательстве. Соответствующий законопроект подготовлен и активно
обсуждается (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон „О защите конкуренции“ и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях»).
Безусловно, реализация инициативы ФАС России позволит снизить
административную нагрузку на бизнес и оптимизировать работу
антимонопольного органа. Разумным также будет при понижении категории
риска учитывать характер совершенных субъектом рынка нарушений антимонопольного
законодательства и отраслевую специфику его деятельности.
С принятием этого постановления о госконтроле антимонопольная
служба должна будет разработать отдельный подзаконный нормативный акт, установив
в нем требования к функционированию Системы.
Очевидно, что понижение категории риска должно происходить,
только если в компании внедрена реально работающая и эффективно
действующая Система. Однако на сегодня ни в законопроекте, ни в Проекте
Положения о госконтроле не предусмотрены критерии оценки такой эффективности,
на которые могли бы ориентироваться как бизнес, так и антимонопольный
орган.
Без подзаконного акта реализовать инициативу будет
весьма затруднительно. Надеемся, что ФАС России при этом учтет мнение
представителей бизнеса и экспертного сообщества о том, что следует
включить в список требований. Более того, хозяйствующим субъектам должна
быть предоставлена возможность самостоятельно дополнять его в зависимости
от специфики их деятельности и изменений бизнес-процессов.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
[1] Проекты постановлений Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном
контроле за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации»
и «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц к
определенной категории риска при осуществлении Федеральной антимонопольной
службой контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».