Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 3, 2017 г.
5 января 2016 г. вступили в силу положения
новой гл. 2.1 Закона о защите конкуренции1, содержащей
детализированные запреты на различные формы недобросовестной конкуренции. Изменилась ли
практика антимонопольного органа и арбитражных судов за время
действия новых норм?
С момента вступления в силу четвертого антимонопольного
пакета, который среди прочего уточнил нормы о недобросовестной
конкуренции, прошло почти полтора года. Введение гл. 2.1 Закона, содержащей
восемь отдельных уточненных составов недобросовестной конкуренции, должно было
закрепить сложившиеся в правоприменительной практике правила. И сейчас
особенно интересно проследить, изменилась ли практика ФАС России и арбитражных
судов.
Значительных изменений не произошло. Но так как были
выделены детализированные составы и введены несколько новых форм
недобросовестной конкуренции, одни и те же действия хозяйствующих
субъектов могут квалифицироваться по-разному.
Примером может послужить дело о приобретении и использовании
исключительных прав на товарный знак VASHERON.
ФАС России обвинила ООО «Торговый альянс ВАШЕРОН» в нарушении
ч. 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции. Дело было возбуждено по заявлению
компании «Вашерон & Константин», правообладателя товарного знака
VACHERON CONSTANTIN (Решение ФАС России от 17.03.2013 по делу № 08/27562/13).
Заявитель указал, что ответчик, зарегистрировав свой товарный знак в отношении
кожгалантерейных товаров, пользовался известностью и репутацией бренда заявителя –производителя часов премиум-класса.
Примечательно, что заявитель и ответчик не были
конкурентами, хотя обычно это необходимое условие дел о недобросовестной
конкуренции. Тем не менее ФАС России указала, что приобретение и использование
товарного знака VASHERON давало необоснованные преимущества ответчику перед его
конкурентами, поскольку привлекало внимание к товарам благодаря репутации
бренда VACHERON CONSTANTIN. Позицию антимонопольной службы впоследствии
поддержал Суд по интеллектуальным правам (Решение от 21.03.2014 и Постановление
от 04.07.2014 по делу № СИП-363/2013).
Подход ФАС России логичный и оправданный. Но не совсем
понятно, как будет складываться практика по аналогичным делам.
В свете введения в Закон о защите конкуренции
гл. 2.1 и нескольких новых составов недобросовестной конкуренции (в частности,
ст. 14.6 и 14.8) действия ответчика по приведенному в качестве
примера делу могли бы квалифицироваться сразу по трем составам. Например,
представители ФАС России предлагают квалифицировать их как использование и умаление
чужой деловой репутации по ст. 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции)2.
В появившейся после 5 января 2016 г. правоприменительной
практике встречаются разные варианты квалификации подобных действий: по ст. 14.4 –недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием
исключительного права на средства индивидуализации, и 14.6 –недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения.
Надеемся, что ФАС России придет к единообразию по вопросу
квалификации. Иначе введение гл. 2.1 может усложнить регулирование и уменьшить
положительный эффект от новых норм.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
_________________
1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее также – Закон).
2 Николай Карташов о новых подходах к недобросовестной
конкуренции // Сайт ФАС России. 20.04.2016. URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=45459.